подготовка к обучению грамоте

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 10
ул.Ленина, д.10, г.Сегежа, 186420
тел/факс: 8.814.31.4.36.02
e-mail: seg-mdou10@mail.ruhttps://segmdou10.ru/
СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Педагогическим советом

Заведующий МКДОУ № 10 г.Сегежи

Протокол № 5 от 31. 08.2021г.

____________________Т.П.Булкина

Булкина
Татьяна
Петровна

Подписано
цифровой
подписью: Булкина
Татьяна Петровна

«08»

сентября 2021г.

Образовательная программа
"Подготовка к обучению грамоте"
для детей 4 -7 лет

срок реализации программы:
три года

Сегежа, 2021

СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи и основные принципыпрограммы
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности
1.4.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей
старшего дошкольного возраста.
ІІ. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы
2.2.Описание форм, способов и методов реализации Программы.
2.3.Программно - методическое обеспечение программы
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
ІII. Организационный раздел.
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
3.2.Учебно-тематический план. Расписание занятий.

1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка

В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой
до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а
особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к
овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым
и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям
жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята
чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного
обучения в школе.
В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Речь
ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к
ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей. Но дело
резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму в
школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат –
плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость
и невроз.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы
возможности обучения дошкольников грамоте в системе образования, имеющей возможность
обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому возникла
необходимость в создании образовательной программы «Подготовка к обучению грамоте» по
подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения
грамоте Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто
звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка,
строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее
усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). При создании программы и методики её реализации учитывалось
положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой
психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без
реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в
данной программе.
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 4 –7 лет в
дошкольном образовательном учреждении. Она обеспечивает целостность педагогического процесса
на протяжении трех лет:
1 года обучения - дети 4 -5 лет - средняя группа. Исследования лингвистов, психологов,
педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой "языковой"
одаренности, особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников
в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

2 год обучения - дети 5 -6 лет - старшая группа. В этом возрасте дети приобретают навыки
звукового анализа слов различной конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких
согласных. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.
3 год обучения - 6-7 лет подготовительная к школе группа. В подготовительной к школе
группе дети знакомятся со всеми буквами алфавита, учатся анализу и синтезу предложений разной
конструкции, усваивают некоторые правила орфографии.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического
характера взаимодействия взрослого с детьми.
Нормативными документами разработки Программы являются:
 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 28.12. 2012 г. № 273 (с изменениями и
дополнениями).
 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).
 Постановление Главного государственного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ № 10 г.Сегежи
Обучение ведётся на русском языке.

1 . 2 . Цель, задачи и основные принципы программы
Цель программы: подготовка детей к школе, сформировать у дошкольников полноценную
фонетическую систему языка,развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки
звукового анализа и синтеза.
Задачи:
1 год обучения:
1. Уточнение произношения звуков родного языка;
2. Формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове;
3. Умение определять первый звук в слове;
4. Воспитание фонематического слуха, речевое внимание.

2 год обучения:
1.Формировать умение проводить звуковой анализ практически любого предложенного слова.
2. Учить различать и называть гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

3. Совершенствовать умение ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова
по предложенным моделям.
4. Учить детей делить слова на слоги
5. Учить вычленять в слове ударный слог
3 год обучения:
1. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов.
2. Учить определять основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и
мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слове).
3. Учить проводить сравнительный звуковой анализ слов, делить слова на слоги, подбирать слова к
заданным моделям.
4. Познакомить с термином предложение.
5. Учить составлять самостоятельно предложение с заданным количеством слов и схемы к ним.
6. Познакомить со всеми буквы алфавита, уметь различать заглавные и строчные очертания букв,
знать, что буквы обозначают конкретные звуки
7. Познакомить с некоторыми правилами орфографии.

Отличительные особенности программы
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов.
Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического
восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о
звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.Для
нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел
дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры
слова.Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков
правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в
фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата,
совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания. В
программе «Подготовка к обучению грамоте » уделяется много практическим заданиям на развитие
грамматического строя речи.
Успешное решение поставленных задач на занятиях по обучению грамоте с дошкольниками
возможно только при использовании педагогических принципов.
Педагогические принципы построения программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка);

- систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность
всех

компонентов

программы

(от

простого

к

сложному).

Поэтапное,

дозированное,

дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий
способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании
дошкольников.
- сознательности и активности(обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное
отношение воспитанника к своим действиям).

1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности
Целевые ориентиры
К концу первого года обучения дети:
1. Правильно произносят все звуки родного языка (возможны исключения по медицинским,
психологическим показаниям);
2. Различают термин слово, звук;
3. Умеют определять первый звук в слове;
4. Различают по звучанию твердые и мягкие согласные.
К концу второго года обучения дети:
1 Умеют проводить звуковой анализ практически любого предложенного слова.
2. Различают и называют гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
3. Ориентируются в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям.
4. Умеют делить слова на слоги
5. Умеют вычленять в слове ударный слог
К концу третьего обучения дети:
1. Владеют всеми средствами звукового анализа слов.
2. Определяют основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие
согласные, звонкие - глухие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слове).
3. Проводят сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным
моделям.
4. Самостоятельно составляют предложение с заданным количеством слов и схемы к ним.
5. Знают все буквы алфавита, различают заглавные и строчные очертания букв.
6. Знают некоторые правила орфографии.

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(мониторинга).
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего
планирования.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Дополняются

наблюдения

свободным

общением

педагога

с

детьми,

беседами,

играми,

рассматриванием картинок, специально организованными ситуациями (занятиями). В эти занятия
включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок
выполняет программные задачи.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Диагностика представляет собой характеристику промежуточных результатов и методику оценки
данного компонента.
1 балл - большинство компонентов не развито.
2 балла - часть компонентов не развито.
3 балла - соответствует возрасту.
4 балла - высокий.
Показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим
ребенком диагностических заданий.

1.4. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста.
Возрастные особенности речевого развития детей 4-5 лет
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится
предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно акцентрируют
речь тех или иных героев. Интерес стимулируют правильная структура выступления, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники увлекаются словотворчеством на базе
грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер,
а при общении с взрослым становится внеситуативной. Меняется сущность общения детей и
старшего. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим
становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей
формируется необходимость в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно
важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная
обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками
характеризуются избирательностью, что проявляется в предпочтении одних детей другим.
Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Возникают
конкурентность, состязательность. Состязательность важна для сравнения себя с другими детьми,
что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации. Главные возрастные достижения связаны
с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и настоящих взаимодействий с развитием
изобразительной

деятельности,

совершенствованием

8

конструированием

восприятия,

развитием

согласно

образного

плану,

мышления

планированием,
и

воображения.

Эгоцентричностью познавательной позиции, развитием памяти, внимания, речи, познавательной
мотивации, улучшения восприятия. Формированием потребности в уважении со стороны взрослого,
возникновением обидчивости.

Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500
слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами.
В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светлокрасный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево
-деревянный, стекло - стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети
используют

в

речи

простые

распространённые

предложения,

сложноподчинённые,

сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют
уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь;
Старшие дошкольники стремятся правильно произносить слова в родительном падеже
множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар - сахарница). Совершенствуют
умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без
помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Они активно участвуют в
беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении
рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое
восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и
буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки:
гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове
ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют
предложения по картинкам из двух - трёх слов, определяют порядок слов в предложении.
Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие
воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение,
переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Они могут пересказывать,
рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно
учитывать

несколько

различныхпризнаков.

Развивается

образное

мышление.

Продолжают

развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются
наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание, оно
становитсяпроизвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения
достигает 30 минут. У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический

строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся
словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно
употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В
результатеправильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и
некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается
дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается
половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок
обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, чтопозволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.

ІІ. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности Программы
Программа составлена в соответствии ФГОС, на основе основной общеобразовательной программы
дошкольного образования МКДОУ № 10 г.Сегежи, с учетом парциальной образовательной
программы Журовой Л.Е. "Обучение дошкольников грамоте"
Программа состоит из трех этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из
звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах
определенных звуков. Работа над формированием умений интонационно выделять любой согласный
звук в слове позволяет детям обследовать звуковую структуру слова, определить наличие или
отсутствие заданного звука в словах. В зависимости от характеристики звука он произносится в
слове дольше или резче, четче всех других звуков. Чтобы сформировать у детей полноценное
действие интонационного выделения звука в слове, необходимо выполнять следующие правила:
- звук выделяется на фоне слитного произнесения слова;
- после того как он выделен, его нужно назвать изолированно так, как он слышится в слове (мягко
или твердо).
- интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, так как при длительном произнесении
слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового
состава слова;
- словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков,
расположенных в слове разных позициях: первый, последний, в середине, но нельзя включать такие
слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ёж - "еш", мороз "морос"
Работа по уточнению произношения звуков родного языка. Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие речевого дыхания, силы голоса. Упражнение на развитие грамматического строя речи.
Со второй половины года дети получают знания об основных законах речи:
- речь состоит из слов;
- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
- слова состоят из звуков;
- слово линейно (звуки идут в нем друг за другом);
- из слов можно составлять предложения;
- звуки в словах произносятся по разному (одни звуки можно тянуть, другие произносятся коротко).

Значение терминов слово и звук легко усваиваются детьми после подготовительной работы
(изучение неречевых и речевых звуков, термин "песенка" постепенно меняется на термин "звук".
После изучения термина звук дети успешно воспринимают термин "слово", знания о слове (состоит
из звуков и т.п.)
С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков, без
прямого объяснения. Используются игровые приемы: "маленький братец" - мягкий согласный,
"большой братец" - твердый согласный.
В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Как показывает многолетняя практика,
работу о выделении первого звука необходимо начинать с гласных.
Дети учатся составлять предложения с использованием "живой" модели, беря на себя роль слова,
предложения о действиях детей или различных персонажей.

II. Звуковой анализ слов.
Основные задачи второго года обучения:
1.формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка;
2.обучение их звуковому анализу слова.
Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове,
установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Обучение детей звуковому анализу слова следует начинать с определения последовательности
звуков в нём. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного
произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при
анализе слова жук ребёнок должен произнести его три раза: жжук, жуук, жуК.
Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать
им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово
даёт возможность картина-схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет,
название которого ребёнок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые
последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует количеству звуков в
слове.
Рисунок помогает ребёнку видеть предмет, название которого анализируется. Схема даёт
возможность определить качество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребёнок
при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки – и он увидит, что где-то
ошибся. Модель слова, которая получается в результате звукового анализа, отражает отдельные
звуки и их последовательность. При проведении звукового анализа ребёнок ведёт указкой под
схемой и в соответствии с движением указки произносит слово с последовательным выделением
звуков, обозначая каждый из них фишкой.
Таким образом, при обучении детей звуковому анализу очень важны средства для его проведения,
которыми необходимо научить пользоваться: схема звукового состава слова, фишки, интонационное
выделение звуков в слове. Воспитатель произносит слово с интонационным выделением первого
звука, дети вслед за ним произносят слово так же, ведя указками по своим схемам и задерживая
указки в первой клеточке. Затем воспитатель называет первый звук так, как он слышится в слове
(если слово звучит как ммак, то «м», а если Кит, то «кь»), одновременно ставит в первую клеточку
фишку. После этого, ведя указкой под схемой, воспитатель интонационно выделяет второй звук,
задерживая теперь указку во второй клеточке (слово произносит каждый раз полностью), называет
второй звук изолированно (маак – «а», киит - «и») и фиксирует его фишкой. Точно также
выделяется и третий звук. Вначале любой выделенный звук обозначается фишками одного цвета –
серыми.
Воспитатель проводит звуковой анализ слова только на первом занятии, когда знакомит детей со
всеми средствами его проведении. В дальнейшем они сами делают с помощью воспитательа. Для
этого к доске можно вызвать одного ребёнка, который найдёт все звуки слова. Можно вызывать на

каждый звук по очереди: один находит первый звук в слове, фиксирует его фишкой и садится на
место, другой – находит второй звук и т.д. Также знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим
и слышим, а буквы видим и пишем». Самое большое внимание нужно в этот период сосредоточить
на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с
движением указки под схемой.
Основой будущего грамотного письма без пропусков служит хорошо отработанное действие
интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок последовательно движется от первого звука
к последнему. Необходимо следить за тем, чтобы дети после интонационного выделения звука в
слове могли изолированно назвать его так, как он звучит в слове, а не с призвуком гласного звука
(ма, рэ и т.д.). Это мешает различать твёрдые согласные от мягких.
Когда дети овладеют навыками проведения звукового анализа простых слов, значит пора знакомить
их с гласными звуками. Воспитатель должен объяснить, что при произнесении этих звуков
воздушная струя проходит свободно, не встречая препятствий, «не мешают» - ни зубы, ни губы, ни
язык. Дети должны найти гласные звуки в уже ранее проанализированных трёхзвуковых словах (дом
– «о», кит – «и», пар – «а»). Воспитатель говорит, что эти «необыкновенные» звуки, которые мы
произносим громко, полным голосом, называются гласными и, разбирая слова, их нужно обозначать
красной фишкой.
На следующих занятиях надо знакомить детей с согласными звуками, объяснить, что произнесению
этих звуков всегда что-то «мешает» - губы, зубы или язык. Например, при произнесении звуков «м»,
«мь» - мешают губы; «с», «сь» и «з», «зь»- мешают зубы и т.д. Следует сказать детям, что некоторые
согласные звуки можно протянуть, спеть (ммм) или громко крикнуть (ррр), и этим они похожи с
гласными, но обязательно при их произнесении во рту встречаются преграды. И это главная
отличительная особенность согласных звуков.
Теперь следующий этап – воспитатель вводит названия твёрдых и мягких согласных звуков. Он
говорит детям, что большим братцем мы будем называть твёрдый согласный звук и будем
обозначать его синей фишкой, а маленьким – мягкий согласный звук, его будем обозначать зелёной
фишкой. В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки «ж» и
«ш» не имеют мягкой пары (маленького братца), а у звуков «й» и «ч» нет твёрдой пары (большого
братца).
И только теперь, когда дети знакомятся с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками
следует переходить к анализу четырёхзвуковых слов разного состава: роза, слон, аист, лист, паук.
Более уверенно ориентироваться в звуковой системе языка детям поможет сравнение состава слова с
предыдущим, их сходства и различия. Картинки-схемы на столах можно заменить схемами
звукового состава слова или полосками бумаги без рисунков.
Когда дети научатся различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, необходимо познакомить
их с ударением на первом слоге (каша, мишка), затем – на втором слоге (коза, лиса). При выделении
ударного слога педагог должен произносить слово целиком, а не по слогам (иначе получится столько

ударений, сколько в слове слогов). Также можно предложить ребятам произносить слово быстро и
тихо, или шёпотом. В этом случае ударный слог станет более различимым.
Вслед за ударным слогом следует знакомить детей с ударным гласным звуком и учить выделять его в
слове. Определяя ударный гласный звук, ребёнок наглядно ориентируется на звуковую структуру
слова и может точно обозначить место ударения. Гласный ударный звук можно обозначать фишкой
чёрного цвета. Следует обратить внимание, чтобы дети правильно ставили ударение, так как перенос
ударения с одного звука на другой делает слово бессмысленным или меняет его (за́мок – замо́к).
Также в процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением, учатся составлять
предложения из 2 – 4 слов. Дети должны научиться делить предложения на слова, называть их по
порядку, добавлять или заменять слова в предложении.
1. Умеют провести звуковой анализ практически любого предложенного слова.
2. Различают гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
3. Свободно ориентируются в звуковой структуре слова, подбирают слова по предложенным
моделям.
4. Знают все гласные буквы и умеют объяснить правила написания гласных после мягких согласных
звуков.

III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или
выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле,
отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать
обучение ненавязчивым и интересным.
На третьем этапе предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения
звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в
слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный круг – гласный,
синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква,
обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и
произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом
занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Особенность данного
этапа

программы: не ставится задача научить детей читать и писать, так как образовательная

нагрузка по СанПин не позволяет в дошкольном возрасте заниматься грамотностью более чем один
раз в неделю, а также запрещено задавать домашние задания. Обучение чтению и письму - это
прежде всего ежедневные практические задания, которые невозможны в детском саду. Цель
программы: повысить интерес детей и их родителей к освоению материала, дающему пищу

воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и
звуками


Деление предложений на слова
Дети учатся делить предложения на слова (определять количество слов), называть их по
порядку, переставлять, добавлять или заменять слова в предложении, составлять новые
предложения.
В качестве основного методического приема, как и на предыдущих этапах предлагается
составлять предложения с использованием «живой модели», когда дети сами обозначают
слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.



Звуковой анализ слов.
В подготовительной группе такой анализ является основой при ознакомлении детей с
буквами.
Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый
согласный звук», «мягкий согласный звук». Вводятся понятия «звонкий звук», «глухой звук».
В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и
обозначение словесного ударения, необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного
звука проходило на фоне слитного произнесения слова. Такая работа поможет показать детям,
какую роль играет ударение в слове: показать, что изменение, перенос ударения с одного
гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его
бессмысленным.
Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с
гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков.
Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, э, ы пишутся после твердых согласных, а буквы я, е,
ё, ю, и – после мягких согласных.
По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» - мягкие
согласные, не имеют твердой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» - твердые согласные, не имеют
мягкой пары.
Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е – в начале слова или после гласного звука обозначают два
звука «йа», «йо», «йу», «йэ».
Основой ознакомления с йотированными гласными звуками является звуковой анализ слова,
при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма,
дети говорят, что первый звук «й» - мягкий согласный, 2 звук «а» - гласный, 3 звук «м» твердый согласный, 4 звук «а» - гласный. Все звуки они последовательно обозначают
соответствующими фишками (зеленой, красной, синей, красной), убеждаясь при этом, что в
заданном слове четыре звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как
произносятся два первых звука и «вводит» правило: если в слове рядом слышится два звука

«й» и «а», то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ё могут в
словах обозначать два звука. Им предлагается некоторое время фиксировать звуки фишками,
а затем заменять их буквами. Постепенно они перестанут нуждаться в этом, и сразу будут
выкладывать нужную букву.
Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое называние
воспитателем и детьми звука «й». Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки
и буквы. Например, при анализе слова Юра, ребенок не называет вслух последовательность
звуков: «й», «у», «р», «а», а молча выкладывает слово: буквы ю, р , а. На вопрос: «Какой
первый звук в этом слове?» возможен ответ – «ю», т.е. название буквы используется вместо
названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два «й» и
«у», а буква одна – ю.


Ознакомление с согласными буквами и буквами Ъ,Ь В течение года решается задача
ознакомления детей со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе
работы по звуковому анализу слов). При этом строго выдерживается единый принцип
введения

каждой

новой

согласной

буквы.

Согласная буква, за некоторыми исключениями, обозначает два звука: твердый и
мягкий согласный, поэтому словарный материал подбирается с учетом того, какие
звуки могут обозначать буквы, которые мы вводим. Например, буква м обозначает в
слове мимо звук «мь», т.е. мягкий согласный звук, и звук «м», т.е. твердый согласный
звук.

Нина

обозначает

звуки

«нь»

и

«н»

и

т.д.

В работе с детьми этот принцип реализуется так: например, воспитатель предлагает
детям выложить слово Нина. Гласные звуки уже знакомы детям, они должны
обозначить их соответствующими буквами, а звуки «нь» и «н» - соответственно
фишками (зеленой и синей). Затем детям предлагают назвать звуки, обозначенные
фишками («нь» и «н»). И здесь воспитатель говорит, что эти звуки обозначаются одной
согласной буквой н .
Каждую введенную букву дети рассматривают и говорят, на что она похожа (буква Г – на
крючок, буква Д – на домик, буква С –на месяц и т.д.) Они знакомятся как с маленькой, так и с
заглавной буквой. Узнают правила, что с заглавной (большой) буквы начинается слово, в том случае,
если оно обозначает первое слово в предложении, имя, фамилию, название города, кличку
животного. Если написание маленькой и заглавной букв различно, то дети находят в них сходство и
различие.

Этот

прием

используется

с

целью

лучшего

запоминания

детьми

букв.

Для того, что бы дети усвоили, что одно буква может обозначать два звука (твердый и мягкий
согласный) им дается задание назвать несколько слов сначала с твердым согласным, затем с мягкой
его парой. Эта забота занимает на занятии 1-2 мин.

По ходу ознакомления с согласными буквами (ж, ч, щ) вводятся специальные грамматические
правила

написания

сочетаний: жи,

ши,

ча,

ща,щу.

Воспитатель

объясняет,

что

буквы ж и ш обозначают только твердые согласные звуки, и в сочетании жи и ши после звуков «ж» и
«ш» слышится звук «ы», а пишется буква и (машина, шило, живут, ножи). Усвоение этих сочетаний
представляет для детей определенную трудность, они привыкли тому, что буква и всегда пишется
после мягких согласных звуком, и поэтому, с одной стороны, в сочетаниях жи, ши они пытаются
смягчить звуки «ж» и «ш», произносят вместо звука «ы» звук «и», а с другой стороны – при
выкладывании

слов

с

этими

сочетаниями

нередко

ставят

после ж и ш букву

ы.

В сочетаниях ча, ща, чу, щу встречаются другие трудности. Дети знают, что буква а и у пишутся
только после твердых согласных звуков. Узнав, что буквы ч и щ обозначают всегда мягкий
согласный звук, ставят после них буквы я и ю.
Для того чтобы облегчить детям усвоение этих сочетаний, предлагается сделать таблицу с
ними: буквы ш и ж написать синим цветом, тем самым подчеркнуть, что они обозначают твердые
согласные звуки, буквы ч и щ – зеленым цветом, так как они обозначают мягкие согласные звуки,
буквы и, а, у – красным цветом.
После того как дети уже знают несколько согласных букв (м, н, р, л, г, к, з, с, д, т, ж, ш), их
знакомят с буквой ь (мягкий знак). С этой целью предлагается выложить два слова, отличающиеся
друг от друга одним согласным звуком, например слова мел и мель, которые отличаются звуками
«ль» и «л». Дети разбирают. После этого воспитатель «вводит» правило, что кроме букв я, е, ю, ё, и,
которыми обозначается мягкость согласных звуков, есть еще буква — мягкий знак (ь), которая не
обозначает никакого звука, а ставится для того, чтобы показать, что предшествующий согласный
звук мягкий.
Разделительная функция твердого знака раскрывается на сравнении двух слов, например сел
и съел. Дети узнают правило о твердом знаке, который не обозначает звука и ставится для того,
чтобы отделить твердый согласный звук от букв е, ё, я, ю, написание которых в другом случае
свидетельствует, что предшествующий согласный читается мягко.

Занятия по подготовке к обучению грамоте

осуществляются с учетом возрастных

особенностей детей.
Длительность занятий составляет
- в средней группе - не более 20 минут
- в старшей группе - не более 25 минут,
- в подготовительной группе - не более 30 минут.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу
разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в
литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять
особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку,
формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Учитывая

постепенность

усложнения,

эти

понятия

усваиваются

в

определенной

последовательности:


Звуки окружающего мира;



Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);



Гласные звуки;



Согласные звуки (без классификации);



Согласны твердые и мягкие;



Согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:



звук



Слово;



Слог;



Ударение.



Предложение;



Буква.

2.2.Описание форм, способов и методов реализации Программы.
За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также
формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками,
доброжелательность. Обучение по данной программе предполагает использование различных форм,
методов и средств, с помощью которых реализуется программа.
Формы организации педагогического процесса:
- организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей невозможна без
соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно –
развивающую среду;
- работа в прописях и тетрадях;
- работа с книгой;
- использование новых технологий.

Основные методы, используемые при реализации программы:
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ
образца задания…
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ.литературы.
-ИКТ-технологии
Для успешной реализации Программы необходимо:
1.Систематически проводить занятия с детьми.
2. Создать развивающую и эмоционально комфортную среду.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает
общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию
педагога, повышает уровень знаний детей.
Формы работы с родителями:
1. ознакомление родителей образовательной программой, содержанием и её эффективностью.
2. проведение родительских собраний «Говорим правильно», «Волшебные звуки», «Будем
грамотны», «В мир сказок»
3. проведение практикумов «Развитие мелкой моторики», «Ручка и карандаш – мои
помощники», «Хочу читать!»
4. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их
детей
5. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей

6. разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный
анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.
7. анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей
Знакомство родителей с программой «Подготовка к обучению грамоте » можно и через
информационный стенд, в ВК, официальном сайте ДОУ.

ІII. Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
Для успешной реализации программы педагогу необходимо:
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха,
светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны
соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных
шкафах.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической
деятельности.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Демонстрационный материал:
магнитно-маркерная доска; наборное полотно; набор букв, слогов, слов; картины художников
;говорящая азбука. Картотеки арт.гимнастики, скороговорок, чистоговорок и т.п.. Раздаточный
материал: схемы звукового анализа, модели звуков, слов.
Раздаточный материал: схемы звукового анализа, модели звуков, слов. Картинки с
заданным звуком, сюжетные картинки для составления предложения.
3.2. Описание учебно-методического обеспечения программы
I.Звуковая культура речи
1. Раздаточный и демонстрационный материал: картинки к звукам родного языка (в
начале, в середине, в конце): Т, ТЬ, Д, Дь; Ч, Щ; Б, Бь, П, Пь; Л, Ль; Ш, Ж; Р, Рь; К,
Кь; В, Вь, Ф, Фь; М, Мь; С, Сь; З, Зь, Ц.
2.Предметные картинки для определения местоположения звука в слове
3.Картинный материал для произношения изолированных звуков
4. Учебно-методическое пособие ознакомлению детей со звуковой стороной слова
Тумаковой Г.А.
а) «Петрушка-почтальон»
б) «За обедом»
в) «Лисята-братья»
г) «Избушка на курьих ножках»

д) «На рыбалке»
е) «Если б мы были художниками»
ж) «Медвежья семья»
з) «Веселые путешественники»
и) «Брат и сестра»
II. Развитие речи
1.Д/игра «Антонимы»
2.Д/игра «Предлоги»
3. Картинный материал «Формирование грамматической стороны речи»
4.Предметно-схематическая модель (моделирование в описательной речи детей)
5. Серии картинок: «Кормушка», «Пожар в лесу», «Спасение Дружка», «Охотник»,
«Михась – друг пограничников», «Лиса и козел», «Дедушка с внучком спасают
собаку со щенятами», «Сом», «В автобусе», «Калитка», «Горка», «Морозко», «Кот и
мышка», «Помощник», «В песочнице»
6.Составление рассказов по сюжетной картинке
7.Составление рассказов по серии картинок
8.Составление предложений
9.Д/и «Кто что делает?» (составление предложений)
10. Игра-занятие «Истории в картинках» (Сюжеты для логического и образного
мышления, развития речи детей дошкольного возраста)
11. Картотека логопедических заданий п формированию лексики и грамматического
строя у дошкольников (мнемотаблицы, графические планы)
12. Развивающая игра «Кто мы?»
13. Предметные и сюжетные картинки для развития речи детей (стимульный
материал)
14.Профессии
15. Пособие «Давай поговорим» (20 картин и методические рекомендации)
16. Пособие «Про культуру поведения (альбом)
17.Пособие «Что такое хорошо, что такое плохо» (28 картин и метод.рекомендации)
18. Сухомлинский – детям: пособие (24 картины и метод.рекомендации)

19 Сюжетные картинки: пособие Гербовой В.В.
а) Мы для милой мамочки (3 картинки)
б)Старший товарищ (3 картинки)
в)Купили щенка (4 картинки)
г)Новенькая (4 картинки)
д)Путешествие в зонтике (4 картинки)
е) Девочка и ее кукла (4 картинки)
ж)Ай да малыши! (4 картинки)
з) Типа и Топ сварили компот
и)Как мышка кошку перехитрила
20.Модели
а)составление рассказа «Моя Карелия»
б) «Кому что нужно» (профессии)
в) Схема описательного рассказа на тему «Профессия»
г)Схема описательного рассказа на тему «Времена года»
д) Схема составления рассказа «В школе»
е) Схема составления творческого рассказа, сказки
III. Подготовка к обучению грамоте
1. Звуковая модель слов
2. Разрезная азбука
3. пособие «Буквы в стихах»
4. Демонстрационный материал: Буквы
5.Тетради по грамоте «Поиграем в слова», «От слова к звуку»
6.Учебно-методическое пособие по подготовке детей к грамоте Тумаковой Г.А.
а) «Догадайся сам»
б) «Подбери слово»

Русский язык. Учимся играя

Волина В.В.

Развитие логического мышления и речи детей
5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения,
диагностика
Ознакомление дошкольника со звучащим словом

Алябьева Е.А.

Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с
нарушениями речи
Словесные игры в детском саду

Кузнецова Е.В.,
Тихонова И.А.
Бондаренко А.К.

Воспитание у детей правильного произношения

Фомичева М.Ф.

Развитие речи детей дошкольного возраста

под ред. Сохина

Методика развития речи детей

Бородич А.М.

Учим читать малышей. Новейшие методики
обучения от 2 до 6 лет
Развитие речи дети 5-7 лет
Формирование словообразовательных умений у
дошкольников с общим недоразвитием речи
Волшебный мир звуков и слов
Преодоление речевых нарушений у
дошкольников
Коррекционная работа воспитателя в
подготовительной логопедической группе
Таинственный мир звуков

Черенкова Е.

Русский язык в играх

Гизатуллина Д.Х.

Формирование связной речи и развитие
логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
Игры и игровые упражнения для развития речи

Коноваленко В.В.
Коноваленко С.В.

Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду
Поиграем в слова. Головоломки, шарады, загадки

Ушакова О.С.

Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6
лет
От слова к звуку. Рабочая тетрадь
Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет
Развитие фонематического слуха у дошкольников.
Опорные конспекты.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием

Колесниковас Е.В.

Логопедия. 550 занимательных упражнений для
развития речи
Логопедия. Работа с дошкольниками

Тумакова Г.А.

М.: ИЗД-ВО «АРГО»,
1996
М.: ТЦ СФЕРА, 2005

М.: «Просвещение»,
1991
М.: ТЦ СФЕРА, 1999
М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,
1974
М.: «Просвещение»,
1980
М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,
1984
М.: «Просвещение»,
1981
М.: 2010

ЗКР

Козырева Л.М.
Фадеева М.В.,
Лукашева Н.А.
Пожиленко Е.А.
Лопатина Л.В.
Серебрякова Н.В.
Коноваленко В.В.

Ярославль, 2002
Птз, изд-во КГПА, 2011
М.: ВЛАДОС, 2001
СПб.: КГПУ
им.Герцена, 2001
Москва, 200

ЗКР
ЗКР

Калмыкова И.Р.

Яр-ль: «Академия
развития», 1998
СПб.: «Акцидент»,
1996
Москва, 2001

ЗКР

Швайко Г.С.

Дружинина М.

М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»,
1988
М.: ТЦ СФЕРА, 2002
М.: «НОВАЯ ШКОЛА»,
1997
Москва, 2000

ПОГ

Колесникова Е.В.
КолесниковаЕ.В.
Варенцова Н.С.,
Колесникова Е.В.
Филичева Т.Б.,
Туманова Т.В.
Лопухина И.

Москва, 2000
М.: Гном-пресс, 1999
М.: «АКАЛИС», 1995

ПОГ
ЗКР
ЗКР

Хватцев М.Е.

М.: «Аквариум», 1996

М.: «Гном и Д», 2000
М.: «Аквариум», 1995

4. Перспективный план Программы "Подготовка к обучению грамоте"
4.1. Средняя группа (4 -5 лет)
№

Программное содержание

1

Проверка фонематического слуха детей. В Д/И «Где хлопнули в ладоши» «Угадай,
кто позвал?» провести проверку фонематического слуха детей, упражнять в умении
ориентироваться в пространстве и обозначать словами направление «впереди, сзади,
справа, слева». В Д/И «Солнце или дождик?» учить детей выполнять действия
согласно различному звучанию бубна, развивать умения переключать слуховое
внимание.
Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями

2

Продолжать знакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата:
ртом, зубами, губами, языком, нёбом.
Чтение стихотворения «Сказка о весёлом язычке» М. Митлиной с проведением
артикуляционной гимнастики. Познакомить с понятием звук, учить находить звуки
вокруг себя. Д/игра «Узнай, что звучит», «Чей это голос?»
Закрепить артикуляцию гласных звуков А, У. сравнить, чем отличается
произношение этих звуков.

3

Звуки бывают громкими и тихими. Уточнение произношение звуков А, У, И.
Упражнения

на

изменение

силы

голоса

при

произношении

этих

звуков.

Познакомить детей с символами, обозначающими звуки А, У, И. Рассматривание
сюжетной картинки «Дети играют во дворе». Учить отвечать на вопрос «Что делает»
полным предложением. Придумать детям имена, начинающиеся на звук А, У, И
4

Продолжать

знакомить

детей

с

термином

«звук».

Учить

интонационному

выделению гласных звуков в начале слова.
Продолжать учить определять звуки в окружающем мире.
Продолжать учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и
числе.
Уточнение произношения звука О.

5

Уточнение произношения звуков Э, Ы. закрепление интонационного выделения
звуков А, О, У, И в начале слова.
Выработка умения регулировать силу голоса

6

Закрепить умение соотносить названия животных и их детёнышей. Учить по
образцу изменять слово в уменьшительно-ласкательной форме.

7

Продолжать учить детей интонационному произношению звуков [А], [О], [У],

[И],[Э],

[Ы]в

изолированном виде и в словах. Развивать речевое дыхание,

фонематическое восприятие. Учить понимать и активно использовать в речи
интонацию удивления, радости, вопроса

8

Познакомить детей с термином «Слово». Рассказать, что слово много, познакомить с
линейностью и протяженностью слов. Уточнить артикуляцию звука «М», «Мь».
Учить интонационному выделению звука «М» в словах, учить называть слова со
звуком «М», «Мь»

9

Продолжить знакомить с термином «Слово». Учить называть предметами
короткими и длинными словами. Закреплять умение находить слова со знакомыми
звуками.

10

Учить детей различать термины «Звук», «Слово». Упражнять в интоннационном
выделении заданных звуков в начале слова. Изменять слова в родительном падеже.

11

Уточнить произношение звуков [Н], [Н’] в изолированном виде, словах, фразах.
Закрепить умение правильно согласовывать имя прилагательное с именем
существительным. Продолжать учить определять первый звук в словах, называть
слова на заданный звук. Закреплять понятие «слово», дифференцировать короткие
и длинные слова.

12

Уточнить произношение звуков [Т], [Т’] в изолированном виде, словах, фразах.
Активизировать употребление глаголов. Упражнять детей в умении изменять слова
с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Продолжать формировать
представление о предложении, значимости каждого слова в предложении
Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Иголочка», «Горка».
Чистоговорка со звуками Т, Ть: Загадывание загадок с отгадками на звуки Т, Ть
Д/и «Скажи, что делает». Цель: Учить называть действия предметов; обогащать
речь глаголами. Д/и «Ласковые слова». Д/и «Закончи предложение».

13

Уточнить произношение звуков [Д], [Д’] в изолированном виде, словах, фразах.
Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имён
существительных. Учить подбирать определения к словам «снег», «зима»,
«снежинки». Учить дошкольников самостоятельно составлять предложения с
заданным словом.

14

Закрепить термины звук, слово. Учить интонационно выделять в словах заданные
звуки. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

15.

Уточнить произношение звуков [К], [К’] в изолированном виде, словах, фразах,
связном тексте. Дать детям представление о многозначности слов. Упражнять детей
в подсчёте слов в предложении. Развивать у детей фонематический слух, речевое
внимание.

16

Уточнить произношение звуков [Г], [Г’] в изолированном виде, словах, фразах.
Учить детей подбирать родственные слова. Продолжать учить дошкольников
вслушиваться в окружающие звуки и различать их.

17

Уточнить произношение звуков [Х], [Х’] в изолированном виде, словах, фразах.
Продолжать формировать представления о речевых и неречевых звуках, закреплять
термин «звук». Упражнять дошкольников в различении коротких и длинных слов.
Формировать представления о предлогах.

18

Уточнить произношение звуков [С], [С’] в изолированном виде, словах, фразах,
связном тексте. Упражнять детей в употреблении в речи глаголов прошедшего
времени и глаголов повелительного наклонения. Продолжать учить дошкольников
различать гласные и согласные звуки.

19

Уточнить произношение звуков [З], [З’] в изолированном виде, словах, фразах,
связном тексте. Знакомить детей со звонкими и глухими согласными, учить
различать их на слух. Показать парное соотнесение звуков по признаку звонкости –
глухости. Развивать фонематический слух.

20

Уточнить произношение звуков [Ц] в изолированном виде, словах, фразах.
Упражнять дошкольников в различении гласных и согласных звуков. Закреплять
умение интонационно выделять звуки в слове. Учить чётко и внятно произносить
чистоговорки.

21

Продолжать упражнять детей в произношении длинных и коротких слов, умении
короткие слова преобразовывать в длинные. Учить искать похожие слова
(синонимы). Учить интонационному выделению в словах звука «Ш», учить
называть слова со звуком «Ш»

22

Учить детей интонационно выделять в словах звук «Ж». Продолжать закреплять
термины «звук», «слово»
Воспитывать речевое внимание, слух.

23

Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; учить
произносить слова с интонационным выделением звуков «С», «Сь»

24

Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; воспитывать
речевое внимание, фонематический слух;

учить называть слова с заданным звуком.
25

Учить детей составлять предложения по «живой модели»;
закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
учить детей интонационно выделять звуки в словах;
закрепить знания о многозначности слов;
учить называть слова с заданным звуком.

26

Продолжать учить выделять первые звуки в слове; учить составлять предложения
по «живой модели» воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

27

Учить детей сравнивать слова по протяженности; воспитывать речевое внимание и
фонематический слух; продолжать учить выделять первый звук в слове; учить
называть слова с заданным звуком.

28

продолжать учить определять первый звук в слове, закреплять умение различать
твердые и мягкие согласные звуки; учить составлять предложения о действиях
детей; учить называть слова с заданным звуком.

29

Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове; развивать речевое
внимание и фонематический слух; рассказать детям, что слова звучат по разному;
учить называть слова с заданным звуком.

30

Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
Воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
учить называть слова с заданным звуком

31

Занятия на повторение пройденного материала

32

Занятие на повторение пройденного материала

4.2. Старшая группа (5 -6 лет)
№ Программное содержание
1

закреплять представление детей о слове; закреплять термины «звук», «слово».
закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и
мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

2

закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным
звуком;
учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством
слогов.

3

учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;
учить называть слова с заданным слогом;

закреплять умение интонационно выделять звук в слове
4

учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
учить называть слова с заданным звуком.

5

закрепить знания о предложении, учить составлять предложения;
познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау;
закрепить умение делить слова на слоги.

6

учить детей проводить звуковой анализ слова;
закреплять умение называть первый звук в слове;
учить называть слона с заданным звуком.

7

учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах;
познакомить со словоразличительной ролью звука.

8

учить детей проводить звуковой анализ слова;
закреплять знание о словоразличительной роли звука;
продолжать учить называть слова с заданным звуком

9

учить проводить звуковой анализ слова:
закреплять умение называть слова с заданным звуком;
учить составлять предложения из трех слов и делить их на слова.

10

дать понятие о гласных звуках;
продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком

11 учить проведению звукового анализа слова;
закреплять знания о гласных звуках;
познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков;
продолжать учить называть слова с заданным звуком.
12 продолжать обучение звуковому анализу слова;
познакомить с теми, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные — твердые и
мягкие.
13 продолжать обучение звуковому анализу слов;
учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
14 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;
закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;
познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков;

учить называть слова с заданным звуком.
15 закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие
согласные звуки;
закреплять знание о различительной роли звука;
учить называть слова с заданным звуком.
16 продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;
закреплять знание о словоразличительной роли звука;
учить называть слова с заданным звуком
17 закреплять умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;
закреплять знание о словоразличительной роли звука;
учить называть слова с заданным звуком.
18 закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие
согласные звуки;
учить называть слова с заданным звуком.
19 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и
мягкие согласные;
закреплять знание о словоразличительной роли твердых и мягких согласных звуков;
учить называть слова с заданным звуком.
20

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать
гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
закреплять знания о словоразличительной роли звука; продолжать
учить называть слова с заданным звуком.

21 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;
закреплять знания о словоразличительной роли звуков;
продолжать учить называть слова с заданным звуком.
22 закреплять умение детей делить слова на слоги;
учить вычленять в слове ударный слог;
закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
23 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;

учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
закреплять знание о словоразличительной роли звука.
24 продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;
учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;
познакомить со словоразличительной ролью ударения;
продолжать учить называть слова с заданным звуком.
25 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;
учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове;
учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
26 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки;
учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
27 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные и
безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные;
учить сравнивать слова по звуковому составу.
28 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и
безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
закреплять умение называть слова с заданным ударным гласным звуком
29 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и
безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
закреплять умение называть слова с заданным звуком.
30 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные,
твердые и мягкие согласные звуки;
закреплять знание о различительной роли звука.
31 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и
безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
закреплять умение называть слова с заданным звуком
32 закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные

гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
учить называть слова с заданным звуком

4.3. Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
№ Программное содержание
1

Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки; закреплять умение определять место ударения в словах; учить
составлять предложение из двух слов, называть 1-е и второе слово.

2

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные,
твердые и мягкие согласные звуки;
закреплять умение определять место ударного гласного звука в слове;
учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку;
продолжать учить называть слова с заданными звуками.

3

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
познакомить с гласными буквами а. А;
учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов;
продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

4

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный
звук;
познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания я после мягких согласных
звуков;
познакомить с тем, что буква я может обозначать два звука — «йа»;
учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов);
продолжать учить детей называть слова с заданными звуками

5

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомить с буквами о, О;
учить составлять предложения о действиях, называть 1 -е, 2-е слово;
продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

6

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомить с тем, что буква ё может обозначать звук «о» и пишется после мягких
согласных звуков;
познакомить с тем, что буква ё может обозначать два звука — «йо»;
учить составлять предложения из двух слов с заданным словом;
продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

7

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомите буквами у, У;
учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и;
продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком.

8

продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомить с буквой ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков;
познакомить с тем, что буква ю может обозначать два звука — «йу;
учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и\;
продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком.

9

продолжать учить детей производить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомить с буквой ы;
учить составлять предложения из трех слов с союзом и;
продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

10 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомить с буквами и, И и правилом написания после мягких согласных звуков;
учить детей словоизменению;
продолжать учить детей называть слова по заданной модели.

11
продолжать учить детей проводить звуковой анализ слове применением правил написания
гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомить с буквами э, Э;
учить детей словоизменению;
продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
12 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
познакомить с буквами е, Е и правилами написания е после мягких согласных звуков;
объяснить детям, что буква е может обозначать два звука — «йэ»;

учить составлять предложения из трех слов с союзом ы;
продолжать учить детей словоизменению;
учить называть слова с заданным ударным гласным звуком
13 продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил
написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
учить детей проводить словоизменение;
учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку;
продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры.
14 познакомить детей с буквой м и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»;
закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания
гласных букв и определением ударного гласного звука;
учить читать слоги и слова с буквой м.
15

учить составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в
предложении и называть их по порядку;
познакомить детей с буквой и и тем, что она может обозначать звуки «н» и «нь»;
закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания
гласных букв и определением ударного гласного звука;
учить читать слоги и слова с буквами мин;
учить называть слова определенной звуковой структуры.

16 познакомить с буквами Г, г и тем, что они обозначают звуки «г« и «гь»;
учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
учить выкладывать предложения из букв разрезной азбуки, познакомить с правилами
выкладывания;
учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
17 познакомить с буквами к и К. Рассказать, что буква к обозначает звуки «к» и «кь»;
учить детей выкладывать предложения в соответствии с правилами;
закреплять знания, что буква я может обозначать два звука («й», «а» в начале слова и
после гласной);
закреплять умение детей называть слова определенной звуковой структуры.
18 познакомить детей с буквами С, с и тем, что они обозначают звуки «с», «сь»;
закреплять

умение

выкладывать

предложение

с

применением

пройденным

грамматических правил;
закреплять знания, что буква е может обозначать два звука («й», «о» в начале слова и
после гласного звука);
продолжать совершенствовать чтение детей;

учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
закреплять умение называть слова с определенным ударным гласным звуком
19 познакомить детей с буквами 3 и з и с тем, что они обозначают звуки «з» и «зь»;
закреплять

умение

выкладывать

предложение

с

применением

пройденных

грамматических и синтаксических правил;
закреплять, что буква е может обозначать два звука («й», «э» в начале слова и после
гласного звука);
учить отвечать на вопросы по тексту;
закреплять умение детей называть слова по модели.
20 продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных
грамматических и синтаксических правил, определять словесное ударение;
познакомить с буквой Р, р и тем что, они обозначают звуки Р и Рь
продолжать учить составлять небольшие рассказы по заданным словам;
учить детей отвечать на вопросы по тексту;
учить называть слова определенной звуковой структуры
21 продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных
грамматических и синтаксических правил, определять словесное ударение;
познакомить с буквой Л, л и тем что, они обозначают звуки Л и ль
учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа полным предложением;
учить называть слова определенной звуковой структуры
22 продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных
грамматических и синтаксических правил, определять словесное ударение;
познакомить с буквой Ж. ж и правилами написания сочетания жи;
совершенствовать навык чтения;
учить называть слова определенной звуковой структуры.
Продолжать совершенствовать звуковой анализ слова
23 познакомить с буквами д и Д и тем, что они обозначают звуки «д» и «дь»;
продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных
грамматических и синтаксических правил;
совершенствовать навык чтения детей;
учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ;
учить называть слова определенной звуковой структуры.
24 познакомить с буквами Т, т и тем, что они обозначают звуки «т» и «ть»;
учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением;
совершенствовать навык чтения детей;
учить называть слова с заданными звуками.

25 познакомить с буквами П, п и тем, что они обозначают звуки «п» и «пь»;
познакомить с буквами Б, б и тем, что они обозначают звуки «б», «бь
продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения;
закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил;
учить озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ;
учить называть слова определенной туковой структуры.
26 познакомить с буквами В и в и тем, что они обозначают звуки «в», «вь»;
познакомить с буквами Ф,ф и тем, что они обозначают звуки «ф» и «фь»;
продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения;
учить называть слова определенной звуковой структуры.
учить отгадывать слово, выложенное моделью (по вопросам).
27 познакомить с буквой ч, Ч и напомнить, что звук «ч» всегда мягкий согласный;
учить детей составлять цепочку слов, производя в данном слове только одну замену для
получения нового слова.
познакомить с буквой Щ, щ, объяснить, что звук «ш» — всегда мягкий согласный, и
написание сочетаний ща, щу;
потренировать детей в чтении скороговорки
28 продолжать учить выкладывать предложение с применением пройденных правил;
познакомить детей с буквами Ц, ц и правилом, что звук «ц» — всегда твердый согласный;
продолжать учить отгадывать слова, выложенные фишками.
Упражнять в дифференциации звуков через чистоговорки
29

продолжать учить выкладывать предложение с применением пройденных правил;
познакомить с буквами X, х и тем, что они обозначают звуки «х», «хь»;
учить составлять цепочку слов, производя в данном слове одну замену для получения
нового слова;
учить отгадывать слово, выложенное фишками.

30 совершенствовать навык чтения детей;
познакомить детей с ь, ъ;
учить называть слова определенной звуковой структуры;
закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил;
учить отгадывать слово, выложенное фишками.
31 повторение пройденного материала

32 повторение пройденного материала

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России)

от

17

октября

2013

г.

N

1155».

[Электронный

ресурс]//www.edu.ru/db-

minobr/mo/Data/d_13/m1155.html
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».