муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 10
ул.Ленина, д.10, г.Сегежа, 186420
тел/факс: 8.814.31.4.36.02
e-mail: seg-mdou10@mail.ruhttps://segmdou10.ru/
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Заведующий МКДОУ № 10 г.Сегежи
Протокол № 5 от 31. 08.2021г.
Булкина
Татьяна
Петровна
____________________Т.П.Булкина
Подписано
цифровой
подписью: Булкина
Татьяна Петровна
«08»
сентября 2021г.
Образовательная программа
"Родной край"
для детей 5 -7 лет
срок реализации программы:
два года
2
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел программы
2.1. Содержание образовательной деятельности
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ
3. Организационный раздел программы
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда
3
1. Целевой раздел Программы
1.1 Пояснительная записка
Авторская программа по ознакомлению дошкольников с родным краем
(далее – Программа) муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения – детский сад № 10 (далее МКДОУ – детский сад № 10разработана в
соответствии с:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 28.12. 2012 г. № 273 (с
изменениями и дополнениями).
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
1155 от 17 октября 2013 года).
Постановление Главного государственного врача России от 28.01.2021 № СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ №
10 г.Сегежи
Программа обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой
людей Республики Карелия, своеобразием животного и растительного мира,
воспитание любви к своей «малой Родине».
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель:формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному
краю.
Задачи:
Знакомить детей с историческим прошлым, настоящим родного края, города,
с хозяйственной деятельностью людей.
Знакомить с произведениями устного народного творчества, декоративноприкладного искусства.
Способствовать расширению и углублению представлений о природе
Карелии.
Приобщать к культуре и традициям русского и карельского народа;
4
Развивать патриотические чувства, воспитывать любовь и бережное
отношение родному дому, семье, к родному городу, краю, уважение к
родителям и их труду.
5
1.1.1. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа учитывает следующие принципы:
1. Принцип доступности: содержание и объем знаний о родном крае, приемы
обучения соответствуют возрасту и уровню познавательного развития
детей.
2. Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы
повторяются, на втором году обучения изменяются только содержание,
объем познавательного материала и сложность.
3. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае,
позитивно отражается на перспективах развития ребенка.
4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности.
5. Принцип развивающего характера обучения, основанного на детской
активности.
6. Сотрудничество Организации с семьей;
7. Принцип сетевого взаимодействия с организациями социализации,
образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут
внести
вклад
в
эффективность
решения
образовательных
задача
Программы.
8. Принцип индивидуализации дошкольного образования;
1.1.2. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции
социальных
и
педагогических
условий
в
патриотическом
воспитании
дошкольников рассматривают социально-региональный компонент. При этом
акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре «малой
Родины».
В основе предлагаемой
программы
–
тематический
подход.
Практический и методический материал систематизируется по разделам: «Моя
семья», «Мой детский сад», «Мой родной город», «Природа Карелии», , «Традиции
и промыслы Карелии», «Города Карелии»; и учитывает особенности региона:
географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурнонациональные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном
крае.
6
Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным
краем ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года.
Программа составлена с учетом требований, определенных нормативными
документами. В учебном плане определена ООД «Родной край» в разделе
«Познавательное развитие». Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей группе,
1 раз в две недели – в подготовительной к школе группе.
обобщение,
систематизация,
организованной
углубление
образовательной
знаний
деятельности,
о родной
Цель занятий:
крае.
реализация
Помимо
Программы
осуществляется через совместную деятельность, в ходе режимных моментов и
самостоятельную деятельность детей. Реализация программы также происходит в
интеграции с другими видами ООД.
Программа реализуется на русском языке.
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей
дошкольного возраста от 5 до 7 лет
У детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет достаточно развита речь, они
свободно высказывают свои суждения по содержанию деятельности.
У детей
появляется способность активного мышления. В старшем дошкольном возрасте
происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает
характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах
диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая
форма речи — монолог.
Познавательные
процессы
претерпевают
качественные
изменения;
развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением
появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться
общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным,
растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и
особый интерес к тому, что его окружает, к его «малой родине». Формируются
представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история;
что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий. Дети
знакомятся с достопримечательностями своего города, народными промыслами,
7
национальными традициями. Отношение к миру у старшего дошкольника
становится более осознанным и активным.
Детям доступны
произведения
декоративно-прикладного искусства,
живописи, графики, скульптуры.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения Программы сформулированы в виде
целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения освоения данной программы.
Целевые ориентиры освоения Программы
Раздел
Старшая группа
1.Моя семья Знают свое имя, фамилию,
отчество. Ф.И.О. родителей,
сестер, братьев. Домашний
адрес. Традиции семьи.
2.Мой
детский сад
Знает названия детского сада,
умеет ориентироваться в
помещениях детского сада,
метоположение кабинетов,
залов,
групп.
Имеет
представления о сотрудниках
детского сада, о том, что в
детский сад ходят дети
разных возрастов.
3.Мой
родной
город
Знает
названия
города,
историю
возникновения
названия города.
Имеет
представления о истории
возникновения
города.
Называет основные улицы
города, важные социальные и
Подготовительная группа
Знает
о
близких
и
дальних
родственниках семьи. Знает важные
исторические события семьи, имеет
элементарные
знания
о
генеалогическом семейном древе.
Умеет
находить
местоположение
групп, специальных помещений, залов,
кабинетов на карте. Знает, какого
возраста дети посещают группа ДОУ.
Имеет
представления
о
труде
сотрудников ДОУ, умеет оказывать
посильную
помощь.
Умеет
взаимодействовать со взрослыми,
работающими в ДОУ, с детьми
,посещающими детский сад. Имеет
представления о том, что детский сад –
это дружный сплоченный коллектив,
где
каждый
имеет
права
и
обязанности.
Имеет представления о Сегежском
районе, который включает в себя
другие
поселения.
Знает,
чем
занимаются в деревнях и поселках
Карелии
(животноводство,
рыболовство, лесопромышленность и
т.д.).
Имеет
углубленные
8
промышленные
объекты
города. Называет основные
достопримечательности
города.
Природа
Карелии
5. Традиции
и промыслы
Карелии
Имеют
представления
о
природе
Карелии,
ее
характерные
и
отличительные особенности.
Имеют представления об
особенностях погодных и
сезонных условиях.
Умеют различать и называть
представителей животного и
растительного мира Карелии.
Знают
сказки,
легенды,
обычаи народа Карелии .
Знают традиционные занятия
коренного
населения,
промыслы.
представления
о
истории
возникновения города, о истории
развития города, о значении истории
Сегежи в истории России.
Называет улицы, районы города.
Умеет находить улицы на карте
города.
Имеет
представления
о
градообразующих
предприятиях
города,
о
значении
важных
социальных
и
промышленных
объектах города.
Имеет представления о традициях
,праздниках города.
Знают
условия
произрастания
растений и зависимость внешнего вида
растений от условий и места обитания.
Имеют
представления
о
возобновляемости
и
охране
растительного
мира.
Знают
разнообразие растительного мира.
Знают лекарственное и промышленное
значение растений – заготовка ягод,
лекарственные
растения.Знают
условия обитания и зависимость
внешнего вида животных от условий и
мест обитания. Знают некоторые
особенности поведения и образа жизни
животных.
Знают
разнообразие
животного и растительного мира
Карелии. Устанавливают зависимость
инфраструктуры и деятельности людей
от природных условий Карелии.
Имеют представление о народных
промыслах, о народных традициях
Знакомы с фольклором народов
Карелии (сказки, загадки пословицы,
приметы),
знают
народные
инструменты
и
орудия
труда.
Различают особенности карельского
народного костюма.
9
6.Города
Карелии
Знают название столицы
Карелии,
основные
достопримечательности
Петрозаводска.
Знают
названия городов Карелии,
достопримечательности
городов Карелии.
7.
Мое Знают
названия
страны,
отечество - столицы.
Имеют
Россия
представления о том, что
Карелия – это маленькая
часть
огромной
страны.
Знают
государственные
символы России. Имеют
представления о традициях и
народном творчестве России.
Знают названия основных улиц
Петрозаводска, важные социальные и
промышленные объекты столицы
Карелии.
Знают районы Карелии, умеют
находить города на карте Карелии.
Имеют
представления
о
возникновении
названий
городов
Карелии, отличительных особенностях
каждого города.
Знают, что Россия–
многонациональная страна. Умеют
находить страну на карте мира,
глобусе. Знают историю
происхождения и значение
государственных символов России.
Имеют представления о
государственной власти России. Знают
достопримечательности С-Петербурга
и Москвы.
10
2.
Содержательный раздел Программы
2.1. Содержание образовательной деятельности
Старшая группа
Углублять представление о семье, роли членов семьи, значимости близких, теплых отношений
в жизни и успешной деятельности человека.
Формировать интерес к своей родословной (представители старших поколений). Углублять
представление ребенка о себе: имя, фамилия, отчество, пол, где живет (адрес), близкое окружение
(как зовут всех членов семьи) .Поддерживать в детях позитивное отношение к себе . Закреплять
представлениеобэмоциональных состояниях человека (типичные качества северянина:
выдержка, спокойствие) через игры, изобразительную и театрализованную деятельность,
бытовые ситуации.
Углублять представление о микрорайоне, улице, городе, районе, республике Карелия, где живет
ребенок. Знакомить с социальными объектами города, района, республики; закреплять представление детей в продуктивной, практической деятельности.
Расширять представление детей об истории, достопримечательностях родного города, республики.
Знакомить с понятием: «Родина», «Россия», «страна», «республика», «столица», «гражданин».
Знакомить с символикой республики Карелия, страны Россия (флаг, гимн, герб).
Изучать символический смысл цветов флага и герба Карелии, используя наглядные
средства, моделирование.
Формировать правила уважительного поведения при звучании гимна, поднятии флага.
Обращать внимание детей на такие понятия как президент России, глава Республики
Карелия, мэр города, глава поселения, правительство, правительство Республики Карелия.
Формировать интерес к национальной культуре, памятникам, достопримечательностям
республики Карелия (например, о. Кижи, о. Валаам, водопад Кивач, гора Сампо и др.).
Продолжать формировать представление о народных промыслах и ремеслах (резьба и
роспись по дереву, вышивка, плетение из бересты, гончарное дело), сравнивать прошлое и
настоящее промыслов.Знакомить с национальными костюмами: русским и карельским.
Изучать особенности национального костюма, формировать связь между костюмом и
особенностями жизненного уклада народа (быт, природа, ремесла, особенности ведения
домашнего хозяйстваРассказать детям об особенностях карельской национальной кухни.
Типичные продукты - рыба, крупы, ягоды, грибы. Типичные блюда из них - уха,
11
похлебкас грибами, каши, кисели, пироги с брусникой и клюквой, толокно с брусникой или
черникой, калитки и пр. Изучать некоторые способы заготовки продуктов впрок
местными хозяйками (например, сушка, засолка грибов, вяление рыбы).
Продолжать знакомить детей с некоторыми карельскими художниками (Н. Брюханов, Т.
Юфа), писателями (В. Потиевский, И. Востряков и др.), поэтамиЕ. Николаева, Ю. Никонова, Т.
Шапиро и др.), музыкантами (Г. Вавилов, Г-Р Н. Синисало, Н. Раутио и др.), спортсменами (С.
Камилов, М.Антипов, Л Лазутина и др.),и другими известными людьми города
Петрозаводска, Республики Карелия. Расширять представление детей об участии жителей
Карелии в Великой отечественной воине. Читать отрывки художественных произведений
о военных событиях в Карелии (Э.Кононов, Б. Прохоров и др.)
Организовать экскурсии к Памятникам погибших воинов, в музей «Воинской славы» и т.д.
Закреплять полученные представление в игровой, продуктивной деятельности. Формировать
уважительное, толерантное отношение ко всем национальностям, населяющим Карелию,
Россию, независимо от цвета кожи и верой исповедания.
Обращать внимание на то, что среди нас есть люди, которые имеют ограниченные
возможности здоровья - плохое зрение, речь, затруднения в передвижении и др. Они такие же обычные люди, также живут, учатся, трудятся, хотят общаться с людьми.
Закреплять основные правила поведения человека в природе. Воспитывать бережное
отношение к природным богатствам Карелии. Закреплять правила поведения туристов
через игры, практическую деятельность и пр. Изучать способы охраны природы. Карелия
- край лесов. Много леса заготавливают люди для разных нужд. Восстановление леса идет
через лесопосадки.
Карелия - край озер и рек. Вводить понятие «ламба» - лесное озеро. Воспитывать
бережное отношение к воде как к одному из богатств природы. Углублять представление
о типичных животных Карелии: лиса, волк, медведь, лось, рысь, норка, ласка, белкалетяга, крот, касатка, северный олень; окунь, щука, плотва и др. Учить группировать их по
существенным признакам.
Изучать редкие растения и редких животных Карелии, которые занесены в Красную книгу
(например, венерин башмачок, дремлик темно-красный, гвоздика песчаная, лобелия;
бабочки: махаон, голубянки; белый и черный аисты, гуси, утки, глухарь, тетерев; еж, заяцрусак, росомаха, выдра и др.).
Подводить детей к обобщению о тесной взаимосвязи разных объектов природы,
опасности нарушения экологического равновесия. Изучать особенности природы родного
края (обитатели, их образ жизни, сезонные изменения в их жизни), оказывать посильную
12
помощь в улучшение жизни животных (подкормка птиц на прогулке, работа в уголке
природы и пр.} Расширять представление об особенностях природной местности Карелии
- край лесов, болот, рек и озер, камня; особенности жизни древних людей. - охота,
рыбалка, сбор даров леса, добыча полезных ископаемых.
Совершенствовать
знания
детей
о
труде
взрослых,
которые
работают
на
промышленных и социальных объектах ближайшего окружения через наблюдения,
целевые прогулки, экскурсии, организацию сюжетно-ролевых игр, творческую,
продуктивную деятельность. Анализировать виды труда жителей Карелии в прошлом
и настоящем. (Чем занимались люди в прошлом и сегодня? Что изменилось в характере
труда?). Знакомить
с новыми профессиями XXI века (например, оператор ЭВМ,
рыбовод, трелевщик и др.). Расширять кругозор детей и представление о пользе этих
профессий в современном обществе.
Побуждать детей к элементарной исследовательской деятельности в природе и ближайшем
окружении. Создавать условия для проведения опытов, несложных экспериментов.
Помогатьвыявлять скрытые связи и отношения между объектами и явлениями окружающего мира (изменения погоды, жизнь растений и животных и др.).
Организуя исследование элементов заонежской вышивки, ищем черты сходства с
объектами живой и неживой природы. Сравнивать образцы карельского, вепсского и
русского народного костюма.
Продолжать знакомить детей с коренными народами Карелии, их языками, фольклорным
творчеством (песенки, заклички, дразнилки, считалки, сказки). Проводим сравнительный
анализ русских народных сказок с карельскими сказками (герои, их поведение, например,
Баба-Яга и старуха Сюоятар).
Заострять внимание на некоторых обрядовых или традиционных моментах в народных
сказках. Сказка «Ольховая чурка» - почему именно это дерево? Русская сказка «Морозко»
имеет похожую в карельском фольклоре. Какую? («Пряхи у проруби»). Что у них общего и
что их отличает?
Познакомить с понятием
петроглифы. Рассматривать изображения, фотографии
петроглифов (например, лодка, олень, лебедь), способствовать интересу расшифровать
заложенную в них информацию. Обращать внимание детей на предметно-развивающую
среду группы, где можно искать ответы на некоторые вопросы детей (центраРодного края,;
альбомы, пособия, предметы быта, мини-коллекции, выставки книг, словари, справочники
и пр.).
Углублять представление детей о праздновании государственных и национальных
(народных) праздников - «День труда», «День победы», «День космонавтики», «День
13
учителя», «День работника дошкольного образования»; карельских народных праздников (День
урожая, Никольская ярмарка, Гиперборея и др.). Знакомить с современными карельскими
народными праздниками. Например, Игры Дедов Морозов (в г. Олонец). Главный герой на этом
празднике, который встречает Дедов Морозов из разных мест, - Паккойне - молодея, парень
«Морозец». Он устраивает разные забавы для гостей праздника и несерьезные состязания для Дедов
Морозов, чтобы выявить самого лучшего из них.
Углублять представление детей о календарных народных праздниках: Рождество, Святки,
Масленица, Пасха и др.
Подготовительная к школе группа
Углублять представление о семье, о связи поколений семьи, пробуждать
интерес к
своим предкам; знакомить с понятием генеалогического древа. Формировать понимание
значения близких, теплых отношений в жизни человека.
Углублять представление ребенка о себе:
- имя (свое и товарищей в группе), элементарные сведения о происхождении имен и
этимологическом значении; возможные национальные именные параллели, (например:
Екатерина – Кайса, Илья – Элиас, Петр – Пекка и т.п.)
- отчество (смысл отчества на Руси, связь с предшествующими поколениями);
- фамилия (элементарные сведения о происхождении фамилий - преобладающая в семье
трудовая деятельность, место проживания, личностные качества человека и др.),
- пол ребенка;
- национальность;
- адрес;
- широкое семейное окружение, поколения семьи, степени родства, близость родных
людей.
Углублять представление о микрорайоне, городе, селе, поселке, о Республике Карелия.
Изучать города и крупные населенные пункты Карелии (названия, расположение, их
некоторые достопримечательности), работа с картой Карелии.
Продолжать знакомить детей с социальными объектами города, села, республики
(назначение, особенности архитектуры, расположение по карте,
схеме, маршруты
14
движения к объектам и др.). Расширять представление детей о достопримечательностях,
памятниках истории, культуры, природы города, разных районов республики Карелия.
Продолжать знакомить с понятиями: «Родина», «Россия», «страна», «республика»,
«столица», «гражданин».
Организовывать на этой основе совместную работу с элементами проектной,
исследовательской деятельности с поддержкой детской инициативы и запросам семей
воспитанников.
Углублять представление детей о символике Республики Карелия, страны Россия (флаг,
гимн, герб), история создания, изменения в ходе истории и значение символов. Создать
условия для практического применения правил уважительного поведения при звучании
гимна, поднятии флага.
Углублять представление детей о понятиях «президент России», «глава Республики
Карелия», «правительство России», «правительство РеспубликиКарелия», «мэр города»,
«глава поселения» как руководителях района, региона, страны. Устанавливать связи между
данными понятиями.
Развивать интерес, любознательность к национальной карельской, финской, венской
культуре; памятникам истории, культуры, природы; достопримечательности республики
Карелия (например, Водлозерский национальный парк, курорт «Марциальные воды», гора
Сампо, гора Воттоваара, Соловецкие острова, горный парк «Рускеала», Ладожские шхеры,
петроглифы, лабиринты, сеиды и пр.), а также района, города, в котором живет ребенок,
находится ДОУ.
Поддерживать желание детей рассказывать, рассуждать об их истории, ценности,
делиться личными впечатлениями от увиденного и пр
Продолжать
знакомить детей с понятием «петроглиф», рассказывать об их создании
далекими предками, рассматриваем изображения петроглифов (например, В. Шмит, «Бесовы
следки»), учить искать на карте их расположение. Рассуждатьо назначении петроглифов в
жизни древнего человека; способах передачи информации в прошлом и в современном
мире. В продуктивной творческой деятельности учить создавать свои «петроглифы»
(рисунки детей на камне).
Углублять представление детей о коренных народах Карелии (саамы, вепсы, карелы, финны),
их языках (элементы топонимики: названия населенных пунктов, объектов природы и пр.),
фольклорном творчестве (песенки,
заклички,
дразнилки, считалки, сказки, былины,
приметы, поверья, руны).
Углублять представление о народных промыслах и ремеслах (резьба и роспись по дереву,
шитьё лодок, изготовление рыбацкого инвентаря; вышивка, плетение из бересты,
15
бисероплетение, гончарное дело, кузнечное дело),
сравниваем прошлое и настоящее
промыслов (орудия труда, способы обработки сырья и материалов, технические
приспособления и др.).
Углублять представление о самобытной истории Карелии (через изучение, обыгрывание
предметов быта, культуры родного края, организацию серии экскурсий в музеи, на
выставки и пр.). Углублять знания о национальных карельских узорах(рисование, вышивка).
Знакомить с историей возникновения узоров (вышитые изделия, назначение узора,
использование в разных обрядах). Продолжать изучать национальные костюмы - русский,
карельский,
вепсский.
Выявлять
связь
между
внешним
видом
костюмов
и
особенностями жизненного уклада народа (быт, природа, особенности ведения
домашнего хозяйства и пр.). Продолжать изучать особенности карельской национальной
кухни. Уточнять какие типичные продукты бытовали у жителей Карелии. Например, морская,
речная и озерная рыба, т.к. Карелия - край озер и рек; северные ягоды, грибы, т.к. Карелия край лесов. Злаки - ячмень, овес, рожь. Блюда из этих продуктов - уха, похлебки, каши,
кисели, пироги: калитки, рыбник, репный курник, сканцы и др. Продолжать изучать способы
заготовки продуктов: сушка, вяление, засолка и др.
Знакомить
детей
со
старинным
карело-финским
эпосом
«Калевала».
Способствоватьустановлению связей художественного текста эпоса со знаниями об жизни,
быте древних людей.
Продолжать знакомить с известными, знаменитыми людьми, оказавшими значительное
влияние на жизнь и развитие Карелии в разные годы. Например, ПетрI - русский царь,
много сделавший для процветания Карелии: добыча руды, пушечный завод, 1-и курорт;
Осударева дорога
и др. Г.Р.Державин - 1-й губернатор нашего края, изучал историю,
культуру, и природу, описал водопад Кивач; многое сделал для развития медицины,
образования, благотворительности. И. Федосова - знаменитая карельская сказительница;
МЛ. Пименов, Поленов, М. Пришвин, Н. Рерих и др. р. «Где родился, там и пригодился».
«Чужая земля - черника, своя – земляника». Продолжаем знакомить детей с некоторыми
карельскими:
-художниками, скульпторами (Б.Акбулатов, Н. Брюханов, Л. Давидян, Л. Ланктнен, Д. Москин,
Б. Поморцев, А. Семяшкин, Г. Стронк, В. Чекмасов Т. Юфа, и др.);
-писателями и поэтами (В. Данилов, Ю. Дюжев, С Заалова, П. Лычаный, Р. Мустонен, П.
Пелля, В. Потиевский, Я. Ругоев, Г. Салтуп, И. Востряков и др.), поэтами (В. Леонтьев, В.
Линькова, А. Марков, Ю. Никонова, Б. Прохоров, С. Решетова, Т. Шапиро и др.),
музыкантами (Г. Вавилов, В. Гудков, И. Леви, К. Макарова, Г-Р. Н. Синисало,
С. Стангрид, С. Суэтов, Н. Раутио и др.),
16
спортсменами
(С.
Камилов,
И.
Шегельман,
М.
Антипов;
А.
Филатов,
Барсу
ков, Е. Арбузова, Л. Лазутина, А. Баландин и др.),
актерами и другими известными людьми города Петрозаводска, Сортавала, Республики
Карелия.
Углубляем представление детей об участии жителей Карелии в Великой Отечественной
войне. Изучаем художественные произведения о военных событиях в Карелии (С. Заалова,
Э. Кононов, В. Прохоров и др.). В совместной работе со взрослыми (педагоги, родители)
организовывать поисковую, исследовательскую деятельность по изучению семейных
архивов (участие членов семьи в военных действиях, партизанском движении, работе в
тылу, после военном восстановлении народного хозяйства и т.д.).
Знакомить с современной историей, с теми, кто сегодня защищает наш республику,
страну. Организовывать экскурсии к местам боевой славы прошлого; и настоящего,
например, к галерее героев, к мемориалам и т.д.
Создать условия для проявления уважительного, толерантного отношения ко всем
национальностям, населяющим Карелию, Россию, независимо от цвета кожи, образа жизни
и вероисповедания.
Объяснять, что среди нас есть люди, которые имеют ограниченные возможности здоровья
- плохое зрение, речь, затруднения в передвижении и др. Они - такие же обычные люди,
также живут, учатся, трудятся, хотят общаться с людьми. Тем не менее им труднее в жизни,
чем обычным здоровым людям. При необходимости им нужно предлагать свою помощь.
Воспитывать толерантное отношение к этой категории людей.
Систематизировать сведения об особенностях природной местности Карелии: край лесов,
вод, камня; особенности жизни древних людей - охота, рыбалка, переработка даров леса,
камнеобработка, гончарное, кузнечное дело, утварь, необходимая для этих промыслов.
Изучать и сравнивать особенности жизни древних и современных жителей Карелии.
Карелия - край озер и рек. «Онега и Ладога - глаза Карелии», Это самые крупные озера не
только Карелии, России, но и Европы. Охрана вод Карелии, (проблема промышленного и
бытового загрязнения; экономия пресной воды).
Охрана природы Карелии (лесничества, национальные парки, заповедники).
Изучать особенности поверхности земли в Карелии: холмы, возвышенности, бараньи лбы,
морены, озоновые гряды - как следы деятельности ледника (например, в связи с просмотром
м/ф «Ледниковый период»).
Продолжать наблюдения за природой родного края: лесов, лугов, озер и рек; растений,
животных (образ жизни, повадки, миграция и пр.). Сравнивать сходные растения,
17
животных: ищем общее и отличное. Читаем произведения карельских авторов о природе
(например, Ю.В. Линник «Лесная почта» и др.).
Систематизировать знания о типичных растениях и животных Карелии: сосна, ель;
лапчатка, лютик, хвощ, сфагнум; ряпушка, лосось, семга, форель; барсук, выдра, кабан, и др.
Учить давать сравнительную характеристику объектов природы, группировать их по
существенным признакам.
Продолжать изучать редкие растения и животных Карелии,
которые занесены в Красную книгу Карелии в разные годы (растения: прострел весенний,
камыш, осока, береза карельская и др.; животные: ладожская нерпа, бурый ушан, летяга,
крошечная бурозубка, мышь-малютка, садовая соня; выдра, европейская норка; гагары,
горный гусь, тундряный лебедь, серая куропатка, (из дерева, камня, глины, природный
материал; вышивка, плетение из бересты, ковка, бисероплетение и др.), используя разные
виды детской деятельности.
Учить самостоятельно анализировать, сравнивать предметы быта, утварь, украшения,
орудия
труда
прошлого
и
настоящего.
Пополнять
мини-коллекции
объектов,
региональной направленности, группируя их соответствующим образом, проявляя
творчество.
Сравнивать образцы карельского, финского и русского народного костюма, выделять
сходные элементы (например, вышивка как оберег в определенных местах одежды;
особенности кроя и др.) и отличительные признаки костюмов и украшений. Учить искать
параллели между одеждой прошлого и настоящего, Продолжать изучать узоры онежской
вышивки. Знакомить с историей возникновения узоров (вышитые изделия, назначение
узора, использование в разных обрядах и пр.)..
18
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
Программы
Основной формой работы по формированию представлений о родном крае
являются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами,
Используются различные виды занятий. Желательно проводить занятия по
сюжетно-тематическим линиям, это позволяет объединить различные виды
деятельности детей на основе единого содержательного поля.
Эффективной
формой
организации
работы
являются
праздники:
календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. Подобные праздники
приобщают детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Проектно-исследовательская деятельность в решении задач по изучению
родного края позволяет расширить образовательно-воспитательные возможности
через поддержку детской инициативы, подключения к изучения родного края
семей воспитанников..
Важным условием для решения задач по формированию представлений о
родном крае является взаимодействие с родителями. Привлечение семьи к
нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого
такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть
необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи.
Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной
работы.
Создание соответствующей предметно-развивающей среды – одно из
важнейших условий патриотического воспитания и формирования представлений о
родном крае. Окружающие предметы , пробуждающие душу ребенка, воспитывают
в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это
поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.
Также способствует эффективности работы по формированию представлений о
родном крае - систематическая, совместная работа с музейными центрами родного
края.
В работе по формированию представлений о родном крае исследователи в
данном вопросе предлагают использовать следующие методы:
19
Целевые прогулки и экскурсии;
Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь
Сегежан, изменения в облике города, района, улицы и т.д);
Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных
объектов и непосредственными наблюдениями;
Беседы с детьми о родном городе, крае;
Использование детских художественных произведений, репродукций,
фотографий, презентаций;
Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок,
чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
Знакомство детей с народной декоративной росписью и вышивкой;
Наблюдение
окружающего
мира,
стимулирующее
детского
художественное творчество;
Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно
поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное
отношение к общественному имуществу, за хорошее поведение в
общественных местах;
Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу,
свой город и принимающего активное участие в общественной жизни.
Н.Г.Комратова, кандидат педагогических наук, в своей статье «С чего
начинается Родина» предлагает использовать следующие методы для ознакомления
с родным краем:
методы
методы
Методы и
Методы обучения и
повышения
повышения
приемы
развития творчества
познавательной
эмоционально
установления
(Н.Н.Подъякова)
активности
й активности
связей между
(С.А.Козлова)
(С.А.Козлова)
различными
Методы
ТРИЗ
видами
деятельности
(С.А.Козлова)
Элементарный и
игровые:
прием
эмоциональная
казуальный анализ
воображаемые
предложения и
насыщенность
(причинные связи);
ситуации,
обучения
окружения;
сравнение;
придумывание
способу
мотивирование
метод проб и
ошибок;
метод
20
метод
сказок, игры –
установления
детской д-ти;
моделирования и
драматизации;
связей между
исследование
конструирования;
сюрпризные
различными
предметов и явлений
метод вопросов;
моменты;
видами
живой и неживой
морфологическог
метод повторения;
элементы
деятельности;
природы
о анализа;
решение логических
новизны;
перспективное
(обследование);
задач;
юмор и шутка
планирование;
прогнозирование
метод фокальных
экспериментировани
использование в
(умение
е и опыты.
одном виде д-ти
рассматривать
метод мозгового
приемов и
предметы и явления в
штурма;
навыков,
движении – прошлое,
полученных в
настоящее, будущее);
других видах д-
юмор, шутка;
метод
ти;
детское
контрольных
беседа;
экспериментирование
метод
;
опосредованног
проблемные
оператор РВС;
о переключения
ситуации и задачи;
системный
детей на другую
вопросы, задаваемые
деятельность
детьми;
оператор;
неясные знания,
догадки,
противоречий;
метод
объектов;
метод синектики;
вопросов;
ресурсы;
моделирование
предположения.
21
2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Ознакомление дошкольников с родным краем происходит особенно продуктивно,
если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и
поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия,
организацию бесед, консультативно – информационную работу.
Мероприятия
Оформление информационного стенда,
Дата
В течение года
Ответственный
воспитатели
в течение года
воспитатели
В течение года
воспитатели
В течение года
воспитатели
в течение года
воспитатели
В течение года
воспитатели
в течение года
воспитатели
в течение года
воспитатели
памятки, буклеты
Оснащение совместными усилями центра
группы «Родной край»
Оказание консультационной поддержки
родителям в вопросах ознакомления
детей с родным краем
Помощь родителям по созданию
предметно - развивающей среды в семье
Детско-родительские-педагогические
проекты по Родному краю
Участие в совместных праздниках,
выступлениях, конкурсах
Создание мини – книг, макетов по темам,
мини-музеев, выставок.
Создание родителями презентаций,
видеороликов, фотоальбомов по
изучению Родного края
22
2.4. Особенности взаимодействия со специалистами ДОУ, с социальными
партнерами ДОУ.
Решение задач по освоению содержания регионального компонента
осуществляется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ: воспитатели,
музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре.
Социальными партнерами МКДОУ № 10 по изучению родного края являются
Музейный центр г.Сегежи, детская библиотека г.Сегежи, музыкальная школа
г.Сегежи
Содержание деятельности
Дата
Народные игры Карелии
В течение года
тематическое развлечение
взаимодействие
руководитель
по
физической культуре
воспитатели
музейный
центр
г.Сегежи
Праздники
апрель
музыкальный
«Люблю тебя, Карелия»
руководитель
«Моя страна - Россия
воспитатели
музыкальная
школа
г.Сегежи
Продуктивная деятельность по мотивам В течение года
воспитатели,
устного народного творчества народа
музейный
Карелии
г.Сегежи
центр
Выставка детского творчества
Произведения
устного
народного В течение года
Воспитатели
творчества народов Карелии.
музыкальный
Создание мини – книг
руководитель
Детская
библиотека
г.Сегежи
Природа
Карелии,
растительный
и В течение года
воспитатели
животный мир, культура и быт народов
музейный
Севера.
г.Сегежи
центр
23
3. Организационный раздел программы
3.1. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют
требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащённости помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический
комплект, оборудование, оснащение.
см. "Материально-техническое обеспечение МКДОУ№ 10 г.Сегежи"
3.2.
Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Магнитофон, музыкальный центр, мультимедиапроектор.
Наборы аудио и видео- дисков, презентации.
Технические
средства
обучения
центр
(зоны,
уголки)
по
родному краю в
группе
Перечень пособий
литература,
предметы
народного
искусства,
быта,
фотоальбомы, тематические мини-музеи, наборы открыток
городов Карелии, карты Карелии, России, макеты,
репродукции, иллюстрации и т.п, дидактические и настольнопечатные игры
1. Воспитание детей на традициях народной культуры /
Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
2.
Воспитание детей на традициях русской культуры /
Лунина Г. В., - М. , 2005.
3.
Воспитание
нравственных
чувств
у
старших
дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
4.
Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А.,
- М., 2007.
5. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
6. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред.
Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
7. Дошкольникам о Москве / Кондрыкинская Л. А.,
Мерзлякова С. И., М., - 2004.
8. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских
сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.
9. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н.
24
В., - М., 1999.
10. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина
Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
11. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., М., 2005.
12. Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.
13. Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б.,
Антонова Т. В., М., - 2006.
14. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н.
Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
15. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В.
– М., 2008.
16. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова
С. А. - М., 1990.
17. Система патриотического воспитания в ДОУ /
Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П.,
Волгоград, - 2007.
18. Воспитание
нравственных
чувств
у
старших
дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
19. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 68.
20. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
21. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной
край, М., 1990
22. Знакомим детей с малой Родиной. ПоляковаТ. В.
ap2004.alledu/document/380/839
23. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.:
Сфера, 2004 - 112 с.
24. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание
детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
25. Методика контактного взаимодействия воспитателя с
родителями. Лаврентьева М. В. portal-slovo
26. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:
Методические рекомендации. Маханева М. Д. portal-slovo
27. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного
воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С.
8 - 13.
28.
25
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
3.3.
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию
дополнительной
Программы.
Образовательное
пространство
оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым
оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
воспитанников;
- двигательную активность;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2.
Трансформируемость
пространства
дает
возможность
изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать
различные составляющие предметной среды.
4. Вариативность среды позволяет создать различные пространства, а
разнообразный материал -
альбомы, макеты и оборудование, обеспечивают
свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, что
стимулирует активность детей.
5. Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к
материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6.
Безопасность
предметно-пространственной
среды
обеспечивает
соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их
использования.
В группах старшего дошкольного возраста педагоги совместно с родителями
создают центры «Родного края», которые соответствуют принципам построения
РППС в соответствии с ФГОС.
26
Примерное содержание предметно-развивающей среды
при ознакомлении дошкольников с родным краем
Старшая группа
Карта Карелии
Альбом с изображением
национальных костюмов
Альбом «Мы на Севере
живем»
Гербарий
местных
растений
Фотоальбом
«Наш
любимый город»
Картотека дидактических
игр
Атрибуты для подвижных
игр
Материалы
для
творческой деятельности
(природный материал, и
бросовый материал)
Художественная
литература
(сказки,
рассказы, легенды)
Подготовительная группа
Карта Карелии, России, мира
Глобус
Альбом «Мой край»
Альбом «Животные Карелии»
Альбом «Растения Карелии»
Макет «Моя родина - Карелия»
Гербарий местных растений, природный
материал
Книги национальных поэтов и писателей
Карелии
Картотека дидактических и подвижных
игр
Атрибуты для подвижных игр
Материалы
для
творческой
и
исследовательской деятельности
Макеты
Элементы национальной одежды (ободки
с узорами, шапочки с оленьими рожками и
др.)
Модели
27
примерный тематический план программы "Родной край"
для детей старшей, подготовительной к школе групп
№
период
тема
Тема занятия
недели
"Родной край"
1
13 - 17
До свидания, лето!
"Отдых в Карелии"
Скоро в школу!
2
20-24
"Богатства леса"
27-01.10
"Традиции города"
3
04-08
время года -Осень
"Осень в родном краю"
4
11 -15
"Птицы Карелии"
5
18 -22
"Народные промыслы"
6
25-29
"Леса Карелии"
7
01 - 03
Мой дом. Мой
Мой город - Сегежа
8
край. Моя страна
08-12
Моя республика - Карелия
9
15-19
Моя страна - Россия
10
22-26
Зимушка - зима
"Животный мир Карелии"
11
29.11Зимушка - зима
"народные игры Карелии"
12
03.12
06-10
"Быт древней карелии зимой"
13
13-18
Новый год
Как празднуют новый год в Карелии,
14
России и близлежащих странах
17 -21
Сказки
"сказки Карелии"
15
Устное народное
24-28
"Калевала"
16
творчество
31.01Транспорт
"Современная Карелия - Древняя
17
04.02
Карелия"
07-11
"Сегежский ЦБК"
18
14-18
День защитника
"История города Сегежи"
19
Отечества
21-25
"История республики Карелия"
20
28.02Мамин день
Достопримечательности Карелии
21
04.03
7-11
"Праздники России"
22
14-18
Народные
"Охота и рыболовство"
23
промыслы
21-25
"Стариная изба" (утварь, мебель)
24
28
Весна пришла!
Города Карелии
25
01.04
04-08
Весна пришла!
"Карельские петроглифы"
26
11-15
"люди - сердце Карелии"
27
18-22
Волшебница вода
"Водоемы Карелии"
28
25-29
День Победы
"Военная Карелия"
29
03-06
30
"Книга Памяти"
10-13
31
"Защитим страну Россию"
16-20
Мы в
"Безопасность в Карелии" (лес,
32
безопасности
водоемы, пдд)
28
29