муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 10
ул.Ленина, д.10, г.Сегежа, 186420
тел/факс: 8.814.31.4.36.02
e-mail: seg-mdou10@mail.ruhttps://segmdou10.ru/
СОГЛАСОВАНО:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Заведующий МКДОУ № 10 г.Сегежи
Протокол № 5 от 31. 08.2021г.
____________________Т.П.Булкина
«08»
Булкина
Татьяна
Петровна
сентября 2021г.
Подписано
цифровой
подписью: Булкина
Татьяна Петровна
Образовательная программа
"ОБЖ"
для детей 6 -7 лет
срок реализации программы:
один год
Сегежа, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи и основные принципы программы
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности
1.4.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей
старшего дошкольного возраста.
ІІ. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности Программы
2.2.Описание форм, способов и методов реализации Программы.
2.3.Программно - методическое обеспечение программы
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
ІII. Организационный раздел.
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
3.2.Учебно-тематический план.
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных
ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность
сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.),
антропогенные
изменения
в
природе,
являющиеся
причиной
возникновения
глобальных
экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений
и животных и др.) и, как следствие, ухудшение состояния здоровья детей вызывают необходимость
овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, общего понимания
целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно
побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное
устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых
(педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан маленьких детей,
подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными
жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны
выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность – это
не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в
работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и
ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на
практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности (состояния
физической, психической и социальной защищенности), как необходимого условия полноценного
развития
человека,
разработана
программа
«ОБЖ».
Особенностью
программы
является
интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Физическое развитие »,
«Социально-комуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Развитие речи»,
«Художественно-эстетическое развитие», что прослеживается в содержании занятий ДОУ и
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей.
Программа разработана с учетом парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного
возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б..
Срок реализации программы - 2 года и предполагает проведение цикла занятий с детьми 5-7
лет.
Нормативными документами разработки Программы являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 28.12. 2012 г. № 273 (с изменениями и
дополнениями).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).
Постановление Главного государственного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКДОУ № 10 г.Сегежи
Обучение ведётся на русском языке.
1 . 2 . Цель,задачи и основные принципы программы
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и
здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
1. Формировать представления
и освоение способов безопасного поведения, основ
экологического сознания.
2. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о
возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни,
безопасности окружающей природы.
3. Формировать первичные представления о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и
государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений с взрослыми и сверстниками
в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания.
4. Формировать первичные ценностные представлений о здоровье и здоровом образе жизни
человека.
5. Развивать у детей понимание того, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут
звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек - часть природы; что на жизнь и здоровье человека и
животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
6. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов
безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в
стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.
7. Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
Отличительные особенности программы
Определяя основное содержание и направление развития детей, программа оставляет за
педагогами право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия
домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации.
При этом основным ориентиром должен стать жизненный опыт детей, особенности их поведения,
предпочтения. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии
причинно-следственных связей.
Программа содержит 17 занятий. Все занятия являются итоговыми, так как воспитательнообразовательная работа по формированию основ безопасности проводится на протяжении всего
пребывания ребенка в саду: с двух до семи (восьми) лет в совместной деятельности педагога с
детьми, режимных моментах, самостоятельной деятельности ребенка, а также как часть
организованной образовательной деятельности по другим образовательным областям.
Педагогические принципы построения программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетомвозможностей ребенка);
- систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность
всех
компонентов
программы
(от
простого
к
сложному).
Поэтапное,
дозированное,
дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий
способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании
дошкольников.
- сознательности и активности (обучение, опирающееся насознательное и заинтересованное
отношение воспитанника к своим действиям).
1.3. Целевые ориентиры и способыопределения их результативности
Целевые ориентиры
В результате освоения программы воспитанники могут иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
-о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
-о необходимости следить за своей внешностью.
Знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
-правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого
взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со
световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
-какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
-какие опасности встречаются в природе.
Уметь:
-применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
-планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
-различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
-ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и
направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
-устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью
живых организмов, бережно относиться к природе;
-бережно относиться к своему здоровью.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики
(мониторинга).
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего
планирования.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития,
позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Дополняются
наблюдения
свободным
общением
педагога
с
детьми,
беседами,
играми,
рассматриванием картинок, специально организованными ситуациями (занятиями). В эти занятия
включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок
выполняет программные задачи.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Диагностика представляет собой характеристику промежуточных результатов и методику оценки
данного компонента.
1 балл - большинство компонентов не развито.
2 балла - часть компонентов не развито.
3 балла - соответствует возрасту.
4 балла - высокий.
Показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим
ребенком диагностических заданий.
1.4. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста.
Возрастные особенности речевого развития детей 6-7 лет
Основным изменением в сознании дошкольника стал так называемый «внутренний план
действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только
в наглядном варианте.
Важным в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к
рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях
и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это
новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. Этот
период жизни считается очень чувствительным в сфере воспитания моральных качеств человека. В
этом направлении формируются такие качества как заботливость, активное отношение к
происходящему вокруг. И как следствие, возникает преобладание общественно значимых мотивов
над личными. Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства
прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.
Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, достаточно устойчивая и имеет
тенденцию к завышению. При этом ребенок очень ориентирован на внешнюю оценку. Но так как
пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный
образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников.
Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и
эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко
проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных. Основа популярности
-
только нравственные качества: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить,
доброжелательность. Позиция непопулярного ребенка - отчужденное отношение, где сверстник конкурент, а главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в
защите своего «Я».
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и с
взрослыми.
Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая
игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать в играх
сложные взаимодействия людей, проявляющие основные жизненные ситуации из окружающего
мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При
этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое
поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
В этом возрасте мы можем говорить о процессе развития полной произвольности всех
психических процессов, то есть о способности ребенка самостоятельно контролировать, направлять
и оценивать свое поведение и деятельность. Но поскольку данный процесс сложно формируется, то
ребенок в 6 лет еще легко отвлекается от своих намерений и может переключиться на что-то
неожиданное, новое и привлекательное. К 7 годам ребенок уже способен сосредотачиваться не
только на деятельности, которая его увлекает и вызывает яркий эмоциональный отклик, но и на той,
которая дается с некоторым волевым усилием. К игровым интересам добавляется познавательный
интерес, что проявляется в виде «почемучки», а взрослый становится непререкаемым источником
знаний.
Также необходимо отметить, что к 7 годам ребенок входит в очередной «возрастной
кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться так называемая
«потеря
детской непосредственности», которая выражается в манерничании, кривлянии и паясничании. Это
поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний
ребенка. То есть ребенок хочет что-то показать взрослым своим «нарочитым» поведением.
ІІ. Содержательный раздел
2.1. Содержание основных разделов программы
Программа составлена в соответствии ФГОС, на основе основной общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
МКДОУ
№
10
г.Сегежи,
с
учетом
парциальной
образовательной программы программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.
Раздел 1. Ребенок и другие люди.
1. В игровой форме познакомить детей с правилами поведения, когда никого из взрослых нет
дома.
2. Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть чужой человек, научить
правильно вести себя в таких ситуациях.
3. Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с
незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
4. Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации «Что делать, если ты потерялся».
Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно
не к любому взрослому, а только, например, к милиционеру, продавцу, женщине с ребенком.
5. Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям;
научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в
таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь,
уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.
6. Научить детей говорить: «НЕТ», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную
ситуацию.
Раздел 2. Ребёнок и природа.
1. Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности поджидают нас на прогулке.
2. Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить
детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.
3. Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, что каждое животное
обладает своим характером; сформировать представление о том, что можно и чего нельзя
делать при контактах с животными; воспитывать интерес к жизни животных, добрые чувства
к ним.
4. Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно: зимние игры нельзя устраивать на
проезжей части дороги, зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя толкаться;
продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть
предупредительными
5. Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах; научить различать грибы по
картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя
6. Рассказать детям об играх с песком, предупредить их, что играть с ним не безопасно.
Раздел 3. Ребёнок дома.
1. Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми предметами, понимать, что
некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых, а
некоторыми — запрещено, закреплять знания литературных произведений.
2. Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности
в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с
такими предметами. Рассказать детям, что существует много предметов, которыми надо уметь
пользоваться, и что они должны храниться в специально отведенных местах.
3. Научить детей правилам поведения при возникновении опасной ситуации. Учить детей
отгадывать загадки
4. Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами;
воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами.
5. Дать представление о соблюдении осторожности при пользовании водой в доме.
6. Рассказать детям об электроприборах, для чего они нужны в доме.
7. Сформировать представление о правилах пользования электроприборами; рассказать об
опасности электрических приборов и бережном с ними обращении.
Раздел 4. Ребёнок на улице города (посёлка). ПДД.
1. Дать представление о словах: пассажир, пешеход; ознакомить детей с движением транспорта
и пешеходов; дать представление о том, как важно учить правильно ходить и ездить по
городу; воспитывать у детей дружеское взаимопонимание.
2. Расширять знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка
безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного
движения в играх, инсценировках.
3. Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети», «Внимание»; подробно объяснить
детям, где безопасно переходить улицу. Закрепить знания детей о правилах движения
пешеходов, о пешеходном
4. переходе; познакомить с дорожным переходом; сформировать представление о светофоре для
пешеходов; выяснить, чем он отличается от транспортного светофора;
5. Формировать представления о правилах безопасности на дорогах; углубить знания детей о
правилах дорожного движения; познакомить детей с правилами пользования пешеходным
переходом.
6. Повторить правила дорожного движения; закрепить и систематизировать знания по теме
«Безопасность на авто-, железно- и авиа дорожном транспорте»; воспитывать у детей правила
поведения и общения в общественном транспорте.
Раздел 5. Пожарная безопасность.
1. Формирование у детей понятие “пожарная безопасность»; дать общее представление
назначения (функций) огня; дать знания о причинах возникновения пожара; сформировать
элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание
взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной
профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости,
быстроты, смелости;
2. Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров в результате детских шалостей с
огнем, научить детей, как действовать во время пожара.
3. Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии «пожарный»;
развитие мышления, внимания; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения
друг к другу, гордости за людей данной профессии.
4. Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами
огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
5. Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если
попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека познакомить с
репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
6. Продолжать знакомить детей с профессией пожарного. Показать роль огня в жизни человека:
как положительную, так и отрицательную. Закрепить знания детей по правилам пожарной
безопасности. Развивать память, сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей такие
качества, как мужество, самоотверженность скромность. Воспитывать интерес к играм
соревновательного характера.
Раздел 6. Ребенок и водоемы
1. дать понятие детям, что вода бывает другом, а бывает и врагом, сформировать
представления об сезонных опасностях пребывания на водоемах.
объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае,
если соблюдать определённые правила безопасности.
формировать умение реально оценивать возможную опасность;
помочь детям запомнить правила безопасности на воде;
развивать творческие способности дошкольников.
воспитывать у детей культуру поведения во время отдыха у водоёма, проводить
профилактику несчастных случаев на воде;
воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
создать условия для формирования таких личностных качеств как: ответственность, уважение
к себе и окружающим, коммуникативность;
прививать практические навыки поведения детей при купании в открытых водоёмах;
учить элементарным действиям при возникновении несчастного случая на воде.
Раздел 7. Здоровье ребенка
Формировать у ребенка представления о здоровье как одной из главных ценностей жизни.
Совершенствовать знания о
своем теле, научиться заботиться о нем, не вредить своему
организму.
Прививать детям привычку к занятиям физкультурой и спортом, используя эмоционально
увлекательные формы
Способствовать формированию у детей понимания ценностей здорового образа жизни
развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и личной
гигиены
Формировать представления о значении профилактики заболеваний, о различных видах
закаливания и оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике, воздушных и
солнечных ваннах, витаминотерапии, гимнастике.
Учить думать не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих, соблюдая
правила гигиены (мыть руки после туалета, при кашле и чихании прикрывать рот и нос рукой
или носовым платком).
Дать элементарные сведения об инфекционных болезнях и их возбудителях.
Знакомить
детей с правилами первой медицинской помощи (самопомощи) при травмах
(порезах, ожогах, ссадинах, укусах и др.),
Перспективный план по программе "ОБЖ"
месяц
Тема
сентябрь Наша улица
Интеграция задач по разделам
Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации
возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить
ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.
Рассказать о безопасности на прогулке, какие опасности
поджидают нас на прогулке.
Закрепить знания о правилах поведения при встрече с
различными домашними животными; учить детей понимать
состояние и поведение животных, как с ними общаться
Повторить
правила
дорожного
движения;
закрепить
и
систематизировать знания по теме «Безопасность на авто-,
железно- и авиа дорожном транспорте»; воспитывать у детей
правила поведения и общения в общественном транспорте.
сентябрь Если хочешь
быть здоров
Продолжать формировать у детей представления о
необходимости заботы о своем здоровье, и в первую
очередь о важности правильного питания как составной
части сохранения и укрепления здоровья.
Продолжать развивать у детей понимание значения и
необходимости гигиенических процедур. Уточнить,
какими принадлежностями пользуются дети при
умывании
Продолжать формировать представления о значении
профилактики заболеваний, о различных видах
закаливания и оздоровительных мероприятиях:
дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах,
витаминотерапии, гимнастике
октяб
4 октября
Продолжать знакомить детей с функциями Гражданской
рь
-
день
обороны, с сигналами ГО и действиями населения в военное и
гражданск
мирное время,
ой
продолжать формировать понятие «гражданская оборона»;
обороны
Продолжать учить различать и понимать знаки дорожного
движения; расширять правила обращения с огнем и правила
поведения при пожаре.
Продолжать развивать навыки самостоятельных действий при
возникновении чрезвычайных ситуаций.
Содействовать воспитанию ответственности за последствия
своих поступков, чувства долга, готовности прийти на помощь в
трудную минуту.
октяб
Основы
Закрепить понятие детям, что вода бывает другом, а бывает
рь
безопасно
и врагом,
сти
на
Продолжать сформировать представления об сезонных
воде
в
опасностях пребывания на водоемах.
осеннее
объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для
время
здоровья только в том случае, если соблюдать определённые
правила безопасности.
формировать
умение
реально
оценивать
возможную
опасность;
помочь детям запомнить правила безопасности на воде.
Ноябр
Огонь
ь
друг,
огонь
враг
–
Продолжать учить детей (в форме игры) правильно
пользоваться
–
бытовыми
предметами,
понимать,
что
некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и
только в присутствии взрослых, а некоторыми — запрещено,
закреплять знания литературных произведений.
Формирование у детей понятие “пожарная безопасность»;
дать общее представление назначения (функций) огня; дать
знания о причинах возникновения пожара; сформировать
элементарные
умения
возникновении
и
пожара;
навыки
в
поведении
воспитание
при
взаимопомощи,
доброжелательного отношения друг к другу, гордости за
людей
данной
активности,
профессии;
развитие
активизация
физических
двигательной
качеств:
ловкости,
быстроты, смелости;
Рассмотреть и обсудить причины возникновения пожаров в
результате детских шалостей с огнем, научить детей, как
действовать во время пожара.
Закрепление знаний о пожарной безопасности, о профессии
«пожарный»;
развитие мышления, внимания; воспитание взаимопомощи,
доброжелательного отношения друг к другу, гордости за
людей данной профессии.
Ноябр
Террориз
Научить детей говорить: «НЕТ», если старший приятель
ь
м
попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Дать определение понятию «терроризм», «террорист».
научить детей противостоять опасности и защитить себя в
экстремальной ситуации,
формировать представление о мерах предосторожности и
возможных последствиях их нарушения,
о способах защиты от террористов
привить навыки уверенного поведения в экстремальных
ситуациях
воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким
людям.
Декаб
Как
я
рь
устроен.
ценностей здорового образа жизни
витамины
развивать представления о полезности, целесообразности
в
физической активности и личной гигиены
жизни
человека
Способствовать
формированию
у
детей
понимания
Формировать представления о значении профилактики
заболеваний,
о
различных
видах
закаливания
и
оздоровительных мероприятиях: дыхательной гимнастике,
воздушных
и
солнечных
ваннах,
витаминотерапии,
гимнастике.
Формировать у ребенка представления о здоровье как одной
из главных ценностей жизни.
Совершенствовать
знания о
своем
теле,
научиться
заботиться о нем, не вредить своему организму.
Прививать детям привычку к занятиям физкультурой и
спортом, используя эмоционально увлекательные формы
Совершенствовать представление о значении витаминов в
жизни человека
Декабрь
Пожарная
безопасност
ь
Расширить представления детей о предметах, которые могут
служить источниками опасности в доме, помочь детям самим
сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с
такими предметами. Рассказать детям, что существует много
предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они
должны храниться в специально отведенных местах.
Научить детей говорить: «НЕТ», если старший приятель
попытается вовлечь его в опасную ситуацию.
Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе
спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей
желание быть всегда осторожными с огнём.
Довести до понимания детей предназначение спичек в доме,
разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки
невнимательного, безответственного человека познакомить с
репродукциями о бедствиях, которые могут причинить
спички.
Продолжать знакомить детей с профессией пожарного.
Показать роль огня в жизни человека: как положительную,
так и отрицательную. Закрепить знания детей по правилам
пожарной
безопасности.
Развивать
память,
сообразительность, находчивость. Воспитывать у детей
такие
качества,
скромность.
как
мужество,
Воспитывать
самоотверженность
интерес
к
играм
соревновательного характера.
Январ
ь
ПДД
Дать
представление
о
словах:
пассажир,
пешеход;
ознакомить детей с движением транспорта и пешеходов; дать
представление о том, как важно учить правильно ходить и
ездить
по
городу;
воспитывать
у
детей
дружеское
взаимопонимание.
Рассказать о дорожных знаках: «Пешеходы», «Дети»,
«Внимание»; подробно объяснить детям, где безопасно
переходить улицу. Закрепить знания детей о правилах
движения
познакомить
пешеходов,
с
о
дорожным
пешеходном
переходом;
переходе;
сформировать
представление о светофоре для пешеходов; выяснить, чем он
отличается от транспортного светофора;
5. Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно:
зимние игры нельзя устраивать на проезжей части дороги,
зимой нельзя ходить под козырьком домов, на льду нельзя
толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к
находящимся
рядом
предупредительными
с
ними
людям,
быть
Февраль
Внешность
человека
может быть
обманчива
(незнакомые
люди)
Один дома.
В игровой форме познакомить детей с правилами поведения,
когда никого из взрослых нет дома.
Обсудить с детьми ситуации, когда в дом хочет проникнуть
чужой человек, научить правильно вести себя в таких
ситуациях.
Дать детям понятия, что приятная внешность не всегда
соответствует добрым намерениям; научить разбираться в
ситуации, которая несет в себе опасность, правильно
реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и
взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать
«нет» на предложения незнакомого взрослого.
Рассказать детям об электроприборах, для чего они нужны в
доме
Февра
Террориз
Научить детей правилам поведения при возникновении опасной
ль
м
ситуации научить детей противостоять опасности и защитить себя в
экстремальной ситуации,
формировать
представление
о
мерах
предосторожности
и
возможных последствиях их нарушения, о способах защиты
от террористов;
привить
навыки
уверенного
поведения
в
экстремальных
ситуациях; воспитывать дружеские отношения к сверстникам и
близким людям.
Март
Правила
Учить думать не только о собственном здоровье, но и о
оказания
здоровье окружающих, соблюдая правила гигиены (мыть
первой
руки после туалета, при кашле и чихании прикрывать рот и
помощи
нос рукой или носовым платком).
Дать элементарные сведения об инфекционных болезнях и
их возбудителях.
Знакомить детей с правилами первой медицинской помощи
(самопомощи) при травмах (порезах, ожогах, ссадинах,
укусах и др.),
Март
Если
Закрепить с детьми основные правила поведения в ситуации
потерялся
«Что делать, если ты потерялся»;
на улице.
Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за
Игры
помощью, если потерялся на улице (в магазине, в
во
дворе
многолюдном месте);
предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми.
способствовать развитию осторожности, осмотрительности;
воспитывать желание и умение находить выход из трудного
положения, вместе обсуждать проблему, вести диалог,
вместе познавать, делать открытия.
Апрел
Балкон.
Совершенствовать умения определять опасность;
ь
Открытое
Закрепить правила поведения на балконе, при открытом
окно
окне, на высоте.
и
другие
Уточнить знания детей о правилах пользования колющими,
бытовые
режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в
опасности
работе с опасными предметами.
Дать представление о соблюдении осторожности при
пользовании водой в доме
Сформировать
представление
о
правилах
пользования
электроприборами; рассказать об опасности электрических
приборов и бережном с ними обращении.
Апрел
Безопасно
Научить детей правилам поведения при возникновении
ь
сть
опасной ситуа воспитывать у детей культуру поведения во
воде
на
в
время
отдыха
у
водоёма,
проводить
профилактику
весенне –
несчастных случаев на воде;
летний
воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
период
создать условия для формирования таких личностных
качеств
как:
ответственность,
окружающим, коммуникативность;
уважение
к
себе
и
прививать практические навыки поведения детей при
купании в открытых водоёмах;
учить
элементарным
действиям
при
возникновении
несчастного случая на воде.
ции
Май
Будь
Обогащать представления детей о многообразии природного мира
природе
родного края;
другом
формировать знания о нормах и правилах поведения в природе;
воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к
природе, интерес к познанию;
закладывать основы экологической культуры личности .
Дать знание о правилах поведения при встрече с различными
домашними животными; учить детей понимать состояние и
поведение животных, как с ними общаться.
Дать представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах;
научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые
приводятся в загадках и объяснениях воспитателя
Май
Безопасн
Расширять знания детей о правилах поведения на улице,
ый
уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить
маршрут:
умение детей применять полученные знания о правилах
дом-
дорожного движения в играх, инсценировках.
школа
дом
-
Формировать представления о правилах безопасности на
дорогах; углубить знания детей о правилах дорожного
движения; познакомить детей с правилами пользования
пешеходным переходом.
2.2.Описание форм, способов и методов реализации Программы.
Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста
и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. В своей работе в этой области
воспитатели ДОО используют разнообразные методы: беседы с детьми и родителями, ознакомление
с художественной литературой, игры (словесные, дидактические, настольные, подвижные, сюжетно ролевые, театрализованные), экскурсии по ДОО и окружающей её территории, наблюдения,
«минутки безопасности», моделирование заданных ситуаций, тематические развлечения, досуги.
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Отражая в игре события окружающего
мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Игры дают
возможность познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать
данные представления; научить различать потенциально опасные предметы; познакомить со
способами действия в случае опасности.
Не менее важное средство формирования ОБЖ дошкольников – художественная
литература, являющаяся одновременно источником и знаний, и чувств. Среди произведений,
полезных для чтения детям: « Рассказ о неизвестном герое» и «Кошкин дом» С. Маршака,
стихотворения А. Усачева, «Вредные советы» Г. Остера, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Пожар» Б.
Житкова, « Как не попасть в беду» М. Монаковой и другие.
В работе по формированию у детей ОБЖ широкие возможности предоставляет
использование ИКТ. Применение компьютерной техники позволяет разнообразить образовательную
деятельность, сделать её более яркой, наглядной, насыщенной. Использование мультимедийных
презентаций: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «Убережем детей от беды» и других, даёт
возможность продемонстрировать детям события и явления реальной жизни, и, в конечном итоге,
сформировать навыки безопасного поведения в окружающем мире.
Метод проектов
–
это один из
методов обучения,
способствующий
развитию
самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных
возможностях. Это очень важные навыки, способствующие формированию умения ориентироваться
в ситуации выбора. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают
знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических
заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет
педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Таким
образом, ребенок имеет возможность «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов
поведения в той или иной опасной ситуации, и найти адекватное решение.
Методы работы в частности:
Наглядный
Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
Демонстрационный материал;
Наблюдение;
Рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов;
Словесный
Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок..
Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение.
Исследование предметов, материалов, способов изготовления.
Практический
Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения.
Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания.
Моделирование –
направлено на прогнозирование и моделирование ситуаций и их
разнообразных вариантов и способов решения.
Сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При
использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по
сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию.
Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того
чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать,
обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала
и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание
отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы,
которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется
не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для
тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту
группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать
предметы в пространстве, соотносить их, "читать" карту. Задания типа "Составим план – карту
групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками". Моделирование таких
ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай
ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает
ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление,
воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для
развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения
логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант
решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А
если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет
для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по
форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и
самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает
внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и
правила безопасного обращения с ними.
Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя
говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как
ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили.
Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию
выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить
решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан
вопрос: "Почему нельзя украшать елку свечами?" Они отвечали, что это не красиво, что сейчас
много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече
снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный
огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку
возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных
представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют
закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое
путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: "Давайте
мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь
древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая
искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих
способах?".
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку "Как я спасал куклу от пожара…о
доме, где я живу и где много электрических приборов…". Повышению активности детей помогают
игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного
произведения "Кошкин дом", при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства
оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного
произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая
изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей
воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие
этих средств на эмоциональную сферу ребенка
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Воспитание у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности возможно только при
активном систематическом взаимодействии детского сада и семьи. С целью обеспечения
преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности
жизнедеятельности привлекаю родителей к активному участию в педагогическом процессе, через:
-совместные рисунки, поделки для выставки;
-совместные рисунки для альбомов;
-дни открытых дверей;
-помощь в изготовлении атрибутов для игр;
-совместные развлечения и досуги;
-совместные прогулки;
-родительские собрания (групповые и общесадовские);
-индивидуальные консультации по запросам родителей;
-оформление стендов и родительских уголков;
-анкетирование;
-выставки детских работ с родителями;
-цикл консультаций и информационных бюллетеней «Один дома», «Домашние животные»,
«Как уберечь себя от пожара?», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Весеннее
половодье» др.
- квест-игры;
- походы.
ІII. Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
В процессе работы над решением задач моей методической темы широко использую ИКТ.
Применение компьютерной техники позволяет мне разнообразить образовательную деятельность,
сделать её нетрадиционной, яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи
нового материала. Использование мультимедийных презентаций даёт возможность наглядно
продемонстрировать детям события и явления реальной жизни. Только при наличии полноценной
материально – технической базы возможно внедрение работы по проекту.
Для работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности необходимо создание
игрового Центра «Безопасность», в котором содержится:
- картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;
- альбомы: «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03»,
«Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди,
ребенок дома, здоровье ребенка).
- детские рассказы по данной тематике;
- наглядный дидактический материал;
Важным в работе по данному направлению является разработка и использование
методического материала:
-викторин, кроссвордов, подборка проблемных ситуаций и заданий;
-разработка и использование электронных презентаций (соответствии с темой недели);
-дидактических игр: «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки»,
«Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи
картинки по порядку», «Собери картинку», игры по профилактике безопасного поведения на дороге
«Светофор», «Грамотный пешеход»
- планов виртуальных экскурсий по безопасным и опасным местам в городе , в пожарную
часть, больницу, парк, детские игровые площадки ;
- сценарии развлечений.
Использование материально-технического оснащения позволяет эффективнее решать
поставленные задачи. Широко используется: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой
фотоаппарат, камера, электронные носители, диски,
Использование цифровой камеры и фотоаппарата помогает в течение работы с детьми
зафиксировать работу, дает возможность проанализировать ее, сделать выводы, наметить
дальнейшие пути работы.
Правильно организованная развивающая предметно-развивающая среда в группе, будет
способствовать успешной реализации данной темы. Она должна соответствовать санитарно-
гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным
особенностям и
3.2. Описание учебно-методического обеспечения программы
1. Демонстрационный материал по ОБЖ (методический кабинет)
Картинка «Зимние опасности в городе»
Плакат «Внутренние органы человека»
Плакат «Органы чувств»
Рисунок «Глаз»
Рисунок «Лицо»
Рисунок «Ребенок у зеркала»
Рисунок «УХО»
2. Набор дорожных знаков
3. Д/игра «Путешествие яблочка» (волшебный мир пищеварения)
4. Д/игра «Витаминка»
5. Демонстрационный материал «Правила безопасности для детей» - 32 рисунка
6. Демонстрационный материал «Если ты один дома» - 32 рисунка
7. Основы безопасности детей дошкольного возраста – (набор картинок по разным темам ОБЖ)
методическая литература:
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.
Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
Основы пожарного поведения/Глибина Л.В. и др – Вологда, 2002.
Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего
дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.:
ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
Основы безопасности детей дошкольного возраста./ Стеркина Р.Б. – М.: Просвещение,
2000.
Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для
дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А.
Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
Обучение детей правилам дорожного движения/опыт работы ДОУ №9, г.Грязовца, Вологда, 1990.
Правила дорожного движения/Рублях В.Э. – М.: Просвещение, 1984.
Методическое пособие по изучению правил пожарной безопасности в детских
дошкольных учреждениях – Вологда, 1993.
Как обеспечить безопасность дошкольников/К.Ю.Белая и др. – М.: Просвещение, 2001.
Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н.А. и др. – М.: Сфера, 2008.
Школа дорожных наук/Старцева О.Ю. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т.Г. – М.: Центр
педагогического образования, 2007.
Художественная литература
Безопасное поведение в природе
1.
Сказка «Огнехвостик»
(В. Ардов).
2.
«Если бы...»
(О. Бедарев)
1.
«Мой приятель — све тофор» (С. Прокофьев).
2.
«Светофор» (И. Пляцковский)
1.
«Дядя Степа — мили ционер»
(С.Михалков).
2.
«Посмотрите, посто вой»
(Я. Пишумов)
1.
Загадки о транспорте.
2.
«Пассажир» (А. Доро
хов)
1.
«Перекресток»
(А. До рохов).
2.
«Законы улиц и дорог» (И. Серяков)
1. «Марта и Чичи идут в парк» (Т. Шорыгина)
1.
«Моя улица»
(С. Ми халков).
2.
«Самый лучший пере
ход» (Я. Пишумов)
1.
«Волшебный мяч»
(Т. Шорыгина).
2.
«Как Стобед качался на качелях» (Д. Орлова)
1.
«Как неразлучные дру зья дорогу переходили»(А.
Иванов)
2.
Литературная виктори на
Выяснение причин не счастного случая
Закреплять знания о сиг налах светофора и
прави лах поведения на улице
Знакомство с работой ре гулировщика
Знакомство с транспор том и правилами
поведе ния в нем
Знакомство с правилами перехода через улицу
Закрепление знаний о пра вилах перехода улицы
Уточнение знаний о пере ходах
Знакомство с правилами поведения во дворе
Обобщение и закрепление знаний о правилах
безо пасного поведения на ули це
правила безопасности в природе
Месяц
Название произведения
Сентябрь 1.
«Хитрые ласки» (Г.
Цель работы
Содержание работы
Цель: сформировать Чтение пословиц и поговорок. Игра «Откуда
Шала ева).
2.
«Что нельзя купить?»
(В. Орлова).
3.
«Наша планета»
(Я.Аким).
4.
«Сережа» (Р. Сеф)
Октябрь 1.
Загадки о ягодах и
грибах.
2.
Сказка «На лесной
тропин ке» (Т.Шорыгина).
3.
«Советы лесной
мышки»(Т. Шорыгина).
4.
«Не ешь незнакомые
ягоды в лесу» (Г.Шалаева)
Ноябрь 1.
«Наказание за
незнание» (М. Фисенко).
2.
«Ландыш» (Е.Серова)
пред ставление детей
о том, что красота
природы бесценна и
ее надо беречь и
охранять
берется мусор?» Вопросы беседы:
1.
Почему нужно беречь и охра нять природу?
2.
Как человек может обидеть
природу?
Цель: знакомство с
Отгадывание загадок. Сюжетное рисование
ядови тыми ягодами, «Прогулка в лесу». Игра «Съедобный грибок
грибами
положи в кузовок». Вопросы беседы:
1.
Назовите ядовитые ягоды и
грибы.
2.
Почему нельзя собирать незна комые грибы и
ягоды
Цель: знакомство
детей с ядовитыми
растениями,
формирование
умения узнавать
ядовитые растения
Декабрь 1.
«Осколок стекла» (Т. Цель: закреплять
Шорыгина).
знания о правилах
2.
«Пожар в лесу» (М.
поведения в лесу во
Фисенко)
время пожара
Январь Загадки о животных. Загадки Цель: объяснить
о насекомых
детям, что иногда
контакты с живот
ными и насекомыми
могут быть опасны
Чтение стихов.
Игра «Отыщите опасные расте ния». Игра «Ядовито
или нет?»
Заучивание стихотворения «По жар в лесу».
Вопросы беседы:
1.Почему происходят лесные по жары?
2.
Как вести себя во время пожара?
Повторение правил поведения во время общения с
животными и насекомыми.
Игра «Отгадай, какое это насеко мое». Вопросы к
беседе:
1.
Каких насекомых вы знаете?
2.
Где живут насекомые?
3.
Почему животные могут быть опасны?
Февраль 1.
Волшебные
Цель: знакомство с
Чтение. Вопросы к беседе:
вороны»
прави лами
1.
Почему нельзя выходить на лед водоема
(Т. Шорыгина).
безопасности на льду верной и в начале зимы?
2.
«Не ходи по льду
водоема
2.
В каких местах лед может быть непрочным
водоема»
даже в сильные морозы?
(Г. Шалаева, Н. Иванова).
3.
Что нужно сделать, если лед за трещал под
3.
«Зима» (М. Фисенко)
ногами?
Март
Загадывание загадок.
Цель: формирование Рассматривание
репродукций картин: К.
1.
«Гроза» (А. Барто).
зна ний о правилах
Маковского «Дети, бе гущие от грозы», И.
2.
«Гроза» (В. Лифшиц). поведения во время
Айвазовско го «Гроза». Вопросы к беседе:
3.
Пословицы, народные грозы
1.
В какое время года бывает гро за?
при меты
2.
По каким признакам в природе можно
догадаться, что будет гроза?
3.
Знаете ли вы правила поведе ния во время
грозы?
Сказка «Добрая
Апрель 1.
Цель: знакомство с
Чтение. Вопросы к беседе:
Ивушка»(Т. Шорыгина).
прави лами поведения 1.
Какие правила поведения на
2.
«Как Стобед бросил бу
на воде
воде вы знаете?
тылку и что из этого вышло»( Д.
2.
Почему нельзя купаться в не
Орлова).
знакомом
месте?
3.
«Не купайся в запрещен
3.
Чем опасны шалости на воде?
ных местах» (Г. Шалаева,Н.
Режиссерские игры
Иванова).
4.
«Не прыгай в воду в незна
комых местах» (Г. Шалаева,Н.
Иванова).
5.
«Как Владик с Катей ходи
ли купаться» (М. Фисенко)
Май
«Как неразлучные друзья в воде не
тонули» (А. Иванов)
Пожарная безопасность
Баданов М. Костер.
Барто А. Гроза.
Бороздин В. Поехали!
Цель: закрепление знаний о Чтение. Вопросы к беседе:
правилах безопасного пове 1.
Какие правила безопасного по ведения в природе вы
дения в природе
знаете?
2.
Какие правила нарушали ге рои?
Волынский Т. Кошкин дом.
Гардернес Э. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке.
Голосов П. Сказка о заячьем теремке и опасном коробке
Дмитриев Т. Тетя Варя — электросварщица.
Жигулин А. Пожары.
Житков Б. Пожар в море. Пожар. Дым.
Зуев К. Машину проверяю.
Ильин Е. Солнечный факел.
Иоселиани О. Пожарная команда.
Куклин Л. Сталевар. Кузнец. Пожарный.
Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня (отрывок). Пожар. Рассказ о неизвестном герое.
Михалков С. Дядя Степа (отрывок).
Новичихин Е. Ноль — один. Спички.
Оленев К. Красная машина.
Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.
Пермяк Е. Как Огонь Воду замуж взял.
Распутин В. Костер.
Смирнов О. Степной пожар.
Сухомлинский В. Воробышек и огонь.
Толстой Л. Пожар. Пожарные собаки.
Фетисов Т. Куда спешат красные машины.
Холин И. Как непослушная хрюшка едва не сгорела.
Хоринская Е. Спичка-невеличка
Цыферов Г. Жил на свете слоненок.
Чуковский К. Путаница.
Яковлев Ю. Кто о чем поет?
Безопасное поведение в природе
«Хитрые ласки» (Г. Шала ева).
«Что нельзя купить?» (В. Орлова).
«Наша планета» (Я.Аким).
«Сережа» (Р. Сеф)
Сказка «На лесной тропин ке» (Т.Шорыгина).
«Советы лесной мышки»(Т. Шорыгина).
«Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г.Шалаева)
«Наказание за незнание» (М. Фисенко).
«Ландыш» (Е.Серова)
«Осколок стекла» (Т. Шорыгина).
«Пожар в лесу» (М. Фисенко)
Волшебные
вороны» (Т. Шорыгина).
«Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова).
«Зима» (М. Фисенко)
«Гроза» (А. Барто).
«Гроза» (В. Лифшиц).
Сказка «Добрая Ивушка»(Т. Шорыгина).
«Как Стобед бросил бу тылку и что из этого вышло»( Д. Орлова).
«Не купайся в запрещен ных местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
«Не прыгай в воду в незна комых местах» (Г. Шалаева,Н. Иванова).
«Как Владик с Катей ходи ли купаться» (М. Фисенко)
«Как неразлучные друзья в воде не тонули» (А. Иванов)
ПДД
Головко «Дорожные знаки»;
Дмоховский А. «Чудесный островок»;
Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
Кожевников В. «Светофор»;
Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
Маршак С. «Светофор»;
Мигунова Н.А. «Светофор»;
Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
Пляцковский И. «Светофор»;
Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
Северный А. «Светофор»;
Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
Бедарев О. «Если бы …»;
Берестов В. «Про машины»;
Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
Дорохов А, «Пассажир»;
Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
Носов Н. «Автомобиль»;
Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все
мальчишки, все девчонки…», ;
Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
Гангов А. «Кто храбрей?»;
Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
Кончаловская Н. «Самокат»;
Лешкевич И. «Гололёд»;
Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
Яковлев С. «Читает книжку глупый слон…».
В.Ардов «Огнехвостик»
О.Бедарев «Если бы»
Я.Пишумов «Посмотрите, постовой»
Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк», «Волшебный мяч»